Аннотации к рабочим программам по географии

Приложение к Приказу № 280
от 30.08.2024 г.

МАОУ «Платошинская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам предметов обществоведческого цикла
на 2024-2025учебный год
Предмет
География

класс

Рабочая
Аннотация
программа
5-9 Институт
Рабочая программа составлена на основе Федеральной
стратегии
рабочей программы основного общего образования по
развития
географии с 5- 9 класс
образования
Программа по географии составлена на основе требований к
Федеральная
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС
рабочая
программа
ООО, а также на основе характеристики планируемых
основного
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
общего
образования по социализации обучающихся, представленной в федеральной
географии для рабочей программе воспитания и подлежит
5 – 9 классонепосредственному применению при реализации обязательной
образовательных части образовательной программы основного общего
организаций
образования.

Программа по географии отражает основные требования
ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса
и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет
возможности предмета для реализации требований к
результатам освоения программы основного общего
образования, требований к результатам обучения географии, а
также основных видов деятельности обучающихся.
География ‒ предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития
природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных,
экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию
территорий.
Содержание географии на уровне основного общего
образования является базой для реализации краеведческого
подхода в обучении, изучения географических
закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне
среднего общего образования, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации. Изучение
географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой

родине, взаимопонимания с другими народами на основе
формирования целостного географического образа России,
ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения географических
задач, проблем повседневной жизни с использованием
географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний; воспитание экологической культуры,
соответствующей современному уровню геоэкологического
мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в
природных комплексах, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира,
своей местности, о способах сохранения окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов,
формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе
ресурсов информа-ционно-телекомуникационной сети
«Интернет», для описания, характеристики, объяснения и
оценки разнообразных геогра-фических явлений и процессов,
жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и
явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых
для продолжения образования по направлениям подготовки
(специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
Освоение содержания географии на уровне основного общего
образования происходит с использованием географических
знаний и умений, сформированных ранее в рамках учебного
предмета «Окружающий мир».
Общее число часов, рекомендованных для изучения географии
– 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа
в 7, 8 и 9 классах.
Институт Федеральная рабочая программа по учебному предмету
География 10-11
стратегии
«География» (углублённый уровень) (предметная область
развития
«Общественно-научные предметы») составлена на основе
образования
Федеральная Федеральной рабочей программы среднего общего
образования 10-11 класса
рабочая
программа
Федеральная рабочая программа на углублённом уровне по
среднего общего географии нацелена на достижение обучающимися предметобразования по
ных результатов освоения основной образовательной програмГЕОГРАФИИ
мы по географии на углублённом уровне в соответствии с
(углублённый
ФГОС СОО. Программа включает требования к личностным,
уровень)
(для
10–11 метапредметным и предметным результатам освоения
классов
образовательных программ и разработана с учётом Концепции
образовательных
развития географического образования.
организаций)
Программа включает предметные требования на углублённом
уровне, которые отражают в том числе и требования, предъявляемые обучающимся в географии на базовом уровне на уровне среднего общего образования.
Согласно своему назначению, федеральная рабочая программа

даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «География»,
личностных, метапредметных и предметных результатах
обучения. В программе отражены содержание, объём и
порядок изучения курса географии на углублённом уровне с
целью профессионального самоопределения.
При сохранении нацеленности программы на формирование
базовых теоретических знаний географических наук особое
внимание уделено совершенствованию навыков самостоятельной познавательной деятельности с использованием
различных источников географической информации, в том
числе ресурсов геоинформационных систем. Программа даёт
возможность дальнейшего формирования у обучающихся
функциональной грамотности – способности
использовать получаемые знания для решения жизненных
проблем в различных сферах человеческой деятельности, в
общении и социальных отношениях.
В федеральной рабочей программе углублённого уровня
географии обеспечивается преемственность программы
основного общего образования, в том числе в формировании
основных видов учебной деятельности. Обучающиеся
получают возможность углубить знания основ географических
наук, приобретённые при изучении географии на уровне основного общего образования: знания о природе Земли, которые
будут способствовать развитию представлений о целостности
географического пространства как иерархии взаимосвязанных
природно-общественных территориальных систем; освоить
необходимые в современном мире знания экономической и
социальной географии мира и сформировать умения их
применять, а также овладеть методами географических
исследований, использовать их для решения практико-ориентированных задач.
Обучающиеся получат навыки самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий, оценивания географических факторов,
определяющих сущность и динамику важнейших природных,
социально-экономических объектов, процессов, явлений и
экологических процессов.
Содержание географического образования на уровне среднего
общего образования должно учитывать факторы устойчивого
развития, постиндустриализации и информатизации мировой
экономики.
В основу содержания учебного предмета положено изучение
географической среды для жизни и деятельности человека и
общества с позиций взаимозависимого и единого мира,
фокусирование на формировании у обучающихся целостн ого
представления о роли России в современном мире.
Главными факторами, определяющими содержательную часть
курса, явились интегративность и междисциплинарность
системы географических наук, их экологизация, гуманизация и
практико-ориентированность. Это позволило более чётко
представить географические аспекты происходящих в
современном мире геополитических, межнациональных и
межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических событий и процессов,
возможность дальнейшей специализации обучающихся в
области географических наук.

Содержание программы углублённого уровня среднего общего
образования по географии отражает взаимосвязь и
взаимообусловленность природных, социально-экономических
процессов и явлений, ориентируется на потребности с одной
стороны, в географической грамотности населения, с другой –
в подготовке будущих специалистов различного
географического профиля.
В программе предусмотрены актуализация и углубление
знаний по географии России, в том числе о социальноэкономических, экологических проблемах, возможных
способах их решения, овладение новыми видами
деятельности. Россия рассматривается как часть мирового
сообщества, в контексте мировых тенденций в сравнении с
другими странами и регионами.
Углублённый уровень изучения предмета обеспечивается за
счёт:
более глубокого изучения фактологического и теоретического
материала, в том числе закономерностей, причинно-следственных связей географических процессов и явлений, изучавшихся
на уровне основного общего образования; включения нового
фактологического и теоретического материала, необходимого
для формирования более полного представления об особенностях развития современного мирового хозяйства и его
отдельных отраслей, демографических, природных процессов
и процессов взаимодействия природы и общества; повышения
уровня самостоятельности обучающихся за счёт расширения
набора факторов, которые нужно принимать во внимание при
осуществлении таких видов деятельности, как сравнение,
объяснение, оценка с разных точек зрения, принятие решений
при реализации задач; включения новых активных видов
деятельности, соответствующих целям изучения предмета
«География».
Изучение географии на углублённом уровне должно
предоставить обучающимся возможность для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям),
связанным с физической географией, общественной географией, картографией, а также смежным с ними (экология,
природопользование, землеустройство, геология, демография,
урбанистика) и другим профильным специальностям.
При изучении географии на углублённом уровне важно
использование межпредметных связей с историей, обществознанием, физикой, химией, биологией и другими учебными
предметами.
Цели изучения географии на углублённом уровне на уровне
среднего общего образования направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с
другими народами, уважения культуры разных стран и
регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством
ознакомления с важнейшими проблемами современности с
позиций постиндустриализации и устойчивого развития, с
ролью России как составной части мирового сообщества;
2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях, о методах
геоэкологического изучения географического пространства, о
географических аспектах экологических проблем человечества
и путях их решения в мире и России с позиций устойчивого

развития общества и формирования ценностного отношения к
проблемам взаимодействия человека и общества;
3) формирование в завершённом виде основ географической
культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе
овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной
действительности; приобретение навыков гражданского
действия, самостоятельного получения новых знаний;
5) формирование системы географических знаний и умений,
необходимых для решения проблем различной сложности в
повседневной жизни с позиций понимания географических
аспектов достижения целей устойчивого развития; для решения комплексных задач, требующих учёта географической
ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов с учётом пространственно-временных условий и
факторов; для выявления географической специфики и роли
России в условиях стремительного развития трансграничных,
интеграционных процессов в мировой экономике, политике,
безопасности, социальной и культурной жизни;
6) развитие навыков решения профессионально ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в
выбранной области, подведение к осознанному выбору
индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории в области географии.
Реализация в программе указанных целей предусматривает
повторение курса географии за курс основного общего
образования.
Изучение географии на углублённом уровне в 10–11 классах
предусматривается в социально-экономическом профиле.
Общее число часов, рекомендованных для изучения географии
на углубленном уровне, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3
часа в неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,
которое может быть использовано участниками
образовательного процесса в целях формирования
вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть
содержания предмета, установленная федеральной рабочей
программой, должна быть сохранена полностью.
Для реализации задач углублённого изучения географии также
возможно использование элективных курсов, которые
позволят обучающимся более глубоко познакомиться с
выбранными разделами географических наук, проблемами,
которые они решают в настоящее время.
География 10-11 Институт
Федеральная рабочая программа по учебному предмету
стратегии
«География» (базовый уровень) (предметная область
развития
«Общественно-научные предметы») составлена на основе
образования
Федеральной рабочей программы среднего общего образоваФедеральная
ния 10-11 класса
рабочая
программа
Программа по географии составлена на основе требований к
среднего общего результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС
образования по
СОО, а также на основе характеристики планируемых резульГЕОГРАФИИ
татов духовно-нравственного развития, воспитания и социа(базовый
лизации обучающихся, представленной в федеральной рабоуровень)

(для
10–11 чей программе воспитания, и подлежит непосредственному
классов
применению при реализации образовательной программы
образовательных
среднего общего образования.
организаций)

Программа по географии отражает основные требования
ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения образовательных программ.
Программа по географии даёт представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса, даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса
и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
При сохранении нацеленности программы по географии на
формирование базовых теоретических знаний особое внимание уделено формированию умений: анализа, синтеза, обобщения, интерпретации географической информации, использованию геоинформационных систем и глобальных информационных сетей, навыков самостоятельной познавательной деятельности с использованием различных источников.
Программа по географии даёт возможность дальнейшего
формирования у обучающихся функциональной грамотности –
способности использовать получаемые знания для решения
жизненных проблем в различных сферах челове-ческой
деятельности, общения и социальных отношений.
География является одним из учебных предметов, способных
успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук.
В основу содержания географии положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового
развития, фокусирования на формировании у обучающихся
целостного представления о роли России в современном мире.
Факторами, определяющими содержательную часть, явились
интегративность, междисциплинарность, практикоориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социальноэкономических, геоэкологических событий и процессов.
Изучение географии направлено на достижение следующих
целей:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими
народами, уважения культуры разных стран и регионов мира,
ценностных ориентаций личности посредством ознакомления
с важнейшими проблемами современности, c ролью России
как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения
знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
глобальном, региональном и локальном уровнях и
формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия человека и общества;

формирование системы географических знаний как
компонента научной картины мира, завершение формирования
основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе
овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной
действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития.
В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается преемственность с программой по географии на уровне основного общего образования, в том числе в
формировании основных видов учебной деятельности
обучающихся.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
географии, – 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11
классах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».