Аннотации к рабочим программам по русскому языку

Приложение к Приказу № 280
от 30.08.2024г.
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам ШМО предметов филологического цикла
(русский язык)
2024-2025 учебный год
Предмет кла
Рабочая
сс
программа
Русский
5 Русский язык
язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК Т.А.
Ладыженской, и
др. 5 класс. М.:
Просвещение,
2022 г. .

Аннотация
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Содержание
предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на
основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению
собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенцииформируются на основе овладения необходимыми
знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике
как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования
представлений о нормативной речи и практических умений
нормативного употребления слов, фразеологических выражений,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного
языка как формы выражения национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета,
культуры межнационального общения; способность объяснять
значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и
в деятельностной форме.
Основные разделы (темы) содержания:
1. Язык – важнейшее средство общения.

2. Повторение пройденного в 1 – 4 кл.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
5.Лексика. Культура речи.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи
7.Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и
служебные части речи.
- Имя существительное.
- Имя прилагательное.
- Глагол.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Русский
язык

6

Русский язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК
М.Т.Баранов и
др. 6 класс. М.:
Просвещение,
2024г.

Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе предполагает
наличие программно-методических материалов:
-Программа курса «Русский язык» 5-9 классы. /Автор: М.Т.Баранов. М.: Просвещение, 2024
ФГОС. Русский язык: 6 класс. Учебник в 2 частях /Авторы:
М.Т.Баранов и др.- М.: Просвещение, 2024
- Комплект с СD ФГОС
Основные разделы (темы) содержания:
Раздел 1. Общие сведения о языке
Раздел II. Повторение пройденного в 5 классе
Раздел III. Лексикология и фразеология
Раздел IV. Словообразование
Раздел V. Морфология (122 часа)
Раздел VI. Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса
Актуальность изучения учебного предмета состоит в обеспечении
учащихся функциональной грамотностью, что позволит решить
проблемы социальной адаптации учащихся на основе приобретения
ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.
В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского
языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты
Количество учебных часов
В год в 6-м классе – 204 часа, т. е. 6 часов неделю.
Программой предусмотрены итоговые контрольные работы (диктант с
грамматическим заданием, тестирование, комплексная контрольная
работа). В ходе изучения темы предусмотрен проект (индивидуальная
или коллективная работа в зависимости от уровня подготовленности
группы).
В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского
языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты
обучения.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая
характеристика предмета, описание места учебного предмета в
учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета, результаты освоения предмета: личностные,
метапредметные и предметные, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование, материально – техническое
обеспечение

Русский
язык

7

Русский язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК Т.А.
Ладыженской и
др. 7 класс. М.:
Просвещение,
2024.

Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа построена с учетом принципов системности, научности
и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и
навыков по предмету, которые сформированы у школьников в
процессе реализации принципов развивающего обучения.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке,
раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за
ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются
специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в
5—6 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы
преемственности между начальным и средним звеном обучения.
Для организации систематического повторения, проведения
различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное
количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития
учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять
главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной
речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды
работы над текстом — пропорционально распределяются между
грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.
На изучение курса выделяется 136 часов.

Русский
язык

Русский
язык

8

9

Русский язык.
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК
Л.А.Тростенцов
ой,Т.А.Ладыжен
ской и др.8
класс. М.:
Просвещение,
2021г.

Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.

Программа построена с учетом принципов системности, научности
и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и
навыков по предмету. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются
специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в
5-7 классах » определенно содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы
преемственности между начальным и средним звеном обучения.
Для организации систематического повторения, проведение
различных видов разбора подобранны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника «Русский язык 8 класс» содержат значительное
количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития
учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять
главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и д.р.).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная
тема
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения
обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные ,
здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний умений и навыков
являются:входной контроль в начале и в конце четверти; текущий –
в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных
диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных,
графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов
с грамматичекими заданиями текстов; итоговый – контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.На
изучение предмета отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Русский язык
Программа по русскому языку на уровне основного общего
Рабочие
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
программы.
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Предметная
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
линия учебников Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
С.Г.Бархударова программы воспитания, с учётом распределённых по классам
и др.. 5-9
проверяемых требований к результатам освоения основной
классы.
образовательной программы основного общего образования.
М.:
Данные программы конкретизируют содержание стандарта, дают
Просвещение,
распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
2023г.
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.

Задачи обучения русскому языку:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной
личности с развитым чувством самосознания и общероссийского
гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и
уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и
навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях
ее функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые
факты, расширение объема используемых в речи грамматических
средств, совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности, обогащения активного и потенциального словарного
запаса, развитие умений стилистически корректного использования
лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного
языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.

Русский
язык

10

Русский язык. 10111 класс. Рабочая
программа для
общеобразовате
льных
организаций
(базовый
уровень).
К УМК
Л.М. Рыбченкова
и др. М.:
Просвещение,
2020 г.
Составитель
Л.М.
Рыбченкова
и др.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в
ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части
ФОП СОО.
Изучение русского языка в 10 классе на профильном уровне
направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию
личностно
ориентированного,
когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному
языку:
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; овладение культурой межнационального общения;
-развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению
высшего гуманитарного образования;
-углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях;
функционально-стилистической системе русского языка;
-овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,

классифицировать языковые явления и факты с учётом их
различных интерпретаций; в необходимых условиях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения.

Русский
язык

11

Русский язык. 10Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
111 класс.
уровне среднего общего образования составлена на основе
Рабочая
требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в
программа для ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
общеобразовате учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
льных
российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства
организаций
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
(базовый и
непосредственному применению при реализации обязательной части
углубленный
ФОП СОО.
уровень).
Рабочая программа по русскому языку для профильного уровня
К УМК
представляет собой целостный документ, включающий пять
Л.М.
разделов: пояснительную записку, основное содержание курса,
Рыбченкова и
краткое изложение курса русского языка, распределение тем курса,
др. М.:
требования к уровню подготовки выпускников. Приоритетным
Просвещение,
направлением языкового образования в 11 классе на профильном
2020 г.
уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка
Составитель
как системы в синхронном и диахронном аспектах.Курс
Л.М.
углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе
Рыбченкова
призван решить как специальные, так и общепредметные задачи.
и др.
Среди специальных задач преподавания русского языка выделим
следующие:
1) формирование языковой и лингвистической компетенции
обучающихся;
2) формирование культуроведческой компетенции обучающихся;
3)формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил
их соединения, умение пользоваться ими в речи.Лингвистическая
компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики,
основных её понятий, а также определённые представления об
учёных-лингвистах,
прежде
всего
об
отечественных
русистах.Культуроведческая компетенция предполагает, в первую

очередь, осознание языка как формы выражения национальной
культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
-наличие определённых теоретических сведений о языке;
-наличие определённых умений и навыков (орфоэпических,
лексических, грамматических и др.);
-наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами
и условиями общения;
-наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом
социальных норм поведения.
Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей
ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их
нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую,
лингвистическую и культуроведческую компетенции.
При обучении русскому языку как средству общения в 11 классе
используется коммуникативно-деятельностный подход, который
предполагает:
-обучение средствам языка;
-обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим,
акцентологическим,
лексическим,
грамматическим,
пнктуационным);
-обучение умениям и навыкам в различных видах речевой
деятельности;
-обучение умениям и навыкам общения на языке.
На изучение предмета по углубленному уровню отводится 102 часа в
год (3 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».