Приложение к Приказу № 280 от 30.08.2024г. МАОУ «Платошинская средняя школа» Аннотации к рабочим программам ШМО предметов филологического цикла (русский язык) 2024-2025 учебный год Предмет кла Рабочая сс программа Русский 5 Русский язык язык Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской, и др. 5 класс. М.: Просвещение, 2022 г. . Аннотация Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенцииформируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Основные разделы (темы) содержания: 1. Язык – важнейшее средство общения. 2. Повторение пройденного в 1 – 4 кл. 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 5.Лексика. Культура речи. 6. Морфемика. Орфография. Культура речи 7.Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи. - Имя существительное. - Имя прилагательное. - Глагол. 8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе Русский язык 6 Русский язык Рабочая программа по русскому языку к УМК М.Т.Баранов и др. 6 класс. М.: Просвещение, 2024г. Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа по русскому языку в 6 классе предполагает наличие программно-методических материалов: -Программа курса «Русский язык» 5-9 классы. /Автор: М.Т.Баранов. М.: Просвещение, 2024 ФГОС. Русский язык: 6 класс. Учебник в 2 частях /Авторы: М.Т.Баранов и др.- М.: Просвещение, 2024 - Комплект с СD ФГОС Основные разделы (темы) содержания: Раздел 1. Общие сведения о языке Раздел II. Повторение пройденного в 5 классе Раздел III. Лексикология и фразеология Раздел IV. Словообразование Раздел V. Морфология (122 часа) Раздел VI. Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса Актуальность изучения учебного предмета состоит в обеспечении учащихся функциональной грамотностью, что позволит решить проблемы социальной адаптации учащихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития. В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты Количество учебных часов В год в 6-м классе – 204 часа, т. е. 6 часов неделю. Программой предусмотрены итоговые контрольные работы (диктант с грамматическим заданием, тестирование, комплексная контрольная работа). В ходе изучения темы предусмотрен проект (индивидуальная или коллективная работа в зависимости от уровня подготовленности группы). В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты обучения. Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая характеристика предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, результаты освоения предмета: личностные, метапредметные и предметные, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально – техническое обеспечение Русский язык 7 Русский язык Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской и др. 7 класс. М.: Просвещение, 2024. Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в 5—6 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. На изучение курса выделяется 136 часов. Русский язык Русский язык 8 9 Русский язык. Рабочая программа по русскому языку к УМК Л.А.Тростенцов ой,Т.А.Ладыжен ской и др.8 класс. М.: Просвещение, 2021г. Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5-7 классах » определенно содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведение различных видов разбора подобранны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и д.р.). Форма организации образовательного процесса: классно-урочная тема Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные , здоровьесбережения и т.д. Основными формами и видами контроля знаний умений и навыков являются:входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматичекими заданиями текстов; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.На изучение предмета отводится 102 часа в год (3 часа в неделю). Русский язык Программа по русскому языку на уровне основного общего Рабочие образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, программы. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Предметная Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской линия учебников Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей С.Г.Бархударова программы воспитания, с учётом распределённых по классам и др.. 5-9 проверяемых требований к результатам освоения основной классы. образовательной программы основного общего образования. М.: Данные программы конкретизируют содержание стандарта, дают Просвещение, распределение учебных часов по разделам курса, последовательность 2023г. изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Задачи обучения русскому языку: - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний; - овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями; - освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащения активного и потенциального словарного запаса, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; - развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка; - совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Русский язык 10 Русский язык. 10111 класс. Рабочая программа для общеобразовате льных организаций (базовый уровень). К УМК Л.М. Рыбченкова и др. М.: Просвещение, 2020 г. Составитель Л.М. Рыбченкова и др. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Изучение русского языка в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: -воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; -развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; -углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях; функционально-стилистической системе русского языка; -овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций; в необходимых условиях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности; -применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Русский язык 11 Русский язык. 10Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на 111 класс. уровне среднего общего образования составлена на основе Рабочая требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в программа для ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с общеобразовате учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в льных российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства организаций Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит (базовый и непосредственному применению при реализации обязательной части углубленный ФОП СОО. уровень). Рабочая программа по русскому языку для профильного уровня К УМК представляет собой целостный документ, включающий пять Л.М. разделов: пояснительную записку, основное содержание курса, Рыбченкова и краткое изложение курса русского языка, распределение тем курса, др. М.: требования к уровню подготовки выпускников. Приоритетным Просвещение, направлением языкового образования в 11 классе на профильном 2020 г. уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка Составитель как системы в синхронном и диахронном аспектах.Курс Л.М. углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе Рыбченкова призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. и др. Среди специальных задач преподавания русского языка выделим следующие: 1) формирование языковой и лингвистической компетенции обучающихся; 2) формирование культуроведческой компетенции обучающихся; 3)формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи.Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры. Коммуникативная компетенция предусматривает: -наличие определённых теоретических сведений о языке; -наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.); -наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения; -наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения. Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции. При обучении русскому языку как средству общения в 11 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: -обучение средствам языка; -обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пнктуационным); -обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности; -обучение умениям и навыкам общения на языке. На изучение предмета по углубленному уровню отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).