Приложение к Приказу № 280 от 30.08.2024г. МАОУ «Платошинская средняя школа» Аннотации к рабочим программам ШМО предметов филологического цикла (литература) 2024-2025 учебный год Предмет кла Рабочая Аннотация сс программа Рабочая программа по литературе на уровне основного общего Литерату 5 Литература. образования составлена на основе Требований к результатам ра Рабочая освоения основной образовательной программы основного общего программа по образования, представленных в Федеральном государственном литературе к образовательном стандарте основного общего образования (Приказ УМК В.Я. Коровиной и др. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. 5 класс. М.: Просвещение, номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского 2022 г. языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование. В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениямичтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и Литерату ра Литерату ра 6 7 Литература. Рабочая программа по литературе к УМК В.Я. Коровиной и др. 6 класс. М.: Просвещение, 2021г. Литература. Рабочая программа по общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год. Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Рабочая программа политературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома, самостоятельное выполнение различных творческих работ, способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде, осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, составление плана, тезиса, конспекта, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных, самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Литерату ра 8 литературе к УМК В.Я. Коровиной и др. 7 класс. М.:Просвещение, 2024 Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В результате обучения литературе реализуются следующие учебные цели: - воспитаниедуховно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; - развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; - освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; - овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Литература Рабочая программа по литературе для 8 класса к УМК В.Я. Коровиной М.:Просвещение 2020 г. Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемноготематического принципов. На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания. Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.) Главная идея программы- изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе ХVIII,ХIХ,ХХ веков.В 8 классе ведущей проблемой является проблема взаимосвязи литературы и истории.Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.Совершенствование речи учащихся- важная часть работы на уроках литературы. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Литерату ра 9 Литература. Рабочая программа по литературе к УМК В.Я.Коровиной и др. 9 класс. Составитель Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2021г. Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения. Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов о произведениях; написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Особенностью содержанияшкольного литературного образования является концентрическое построение. Литература 9 класса входит в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. На изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Литерату ра 10 Литература. Рабочая программа по литературе к УМК (базовый уровень и углублённый уровень). В.Ф. Чертова и др. Под ред. В.Ф Чертова М.: Просвещение, 2020. Программа по учебному предмету «Литература» (на углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к планируемым результатам обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического объединения по общему образованию), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Содержание курса 10 класса построено на литературной основе, предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даст представление о судьбах родной литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками проходит путь от наблюдения за частным явлением – художественным произведением – к формированию представления об историко-литературном процессе. Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века). Курс литературы в 10 классе рассчитан на 3 часа в неделю. Литерату 11 ра Литература. Рабочая программа по литературе к УМК (базовый уровень) В.Ф. Чертова и др. Под ред. В.Ф Чертова М.: Просвещение 2020. Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Содержание курса на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным» темам. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Курс литературы 11 класса включает в себя монографические и обзорные темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более подробно, другие более кратко, однако все они включают текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературных направлений и различных творческих групп писателей. Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 11 класса обучающиеся овладевают знаниями: а)историко-литературными – о наиболее существенных литературных направлениях: классицизме, романтизме, символизме, акмеизме, футуризме; о жизни и творчестве писателей; б)теоретико-литературными; об общечеловеческом и конкретноисторическом значении художественных; о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания; о литературном произведении как художественном единстве и его компоненты. В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны: характеризовать основные проблемы, родожанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять и формулировать своё отношение к авторской позиции; характеризовать, сопоставлять главных героев эпического и драматического произведений, изученных текстуально; выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку; читать выразительно прозу и стихи; пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями; составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы; писать сочинения разных жанров; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение. На изучение предмета базового уровня отводится 102 часа в год (3 часа в неделю), углубленного 170 часов в год (5 часов в неделю).