Аннотации к рабочим программам по литературе

Приложение к Приказу № 280
от 30.08.2024г.
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам ШМО предметов филологического цикла
(литература)
2024-2025 учебный год
Предмет кла
Рабочая
Аннотация
сс
программа
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
Литерату 5 Литература.
образования составлена на основе Требований к результатам
ра
Рабочая
освоения основной образовательной программы основного общего
программа по
образования, представленных в Федеральном государственном
литературе к
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
УМК В.Я.
Коровиной и др. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
5 класс.
М.: Просвещение, номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
2022 г.
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся,
календарно-тематическое планирование.
В результате обучения литературе реализуются следующие
учебные цели:
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы
и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
овладение умениямичтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и

Литерату
ра

Литерату
ра

6

7

Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК В.Я.
Коровиной и др.
6 класс. М.:
Просвещение,
2021г.

Литература.
Рабочая
программа по

общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов
за учебный год.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочая программа политературе представляет собой целостный
документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения.
Основное общее образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного
опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей
обучения на формирование компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и самоопределению в информационном
обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение и сопоставление,
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза,
аксиома,
самостоятельное выполнение различных творческих работ,
способность устно и письменно передавать содержание текста в
сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение
перефразировать мысль, выбор и использование выразительных
средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей,
составление плана, тезиса, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной
или письменной форме результатов совей деятельности
использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего

образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).

Литерату
ра

8

литературе к
УМК В.Я.
Коровиной и др.
7 класс.
М.:Просвещение,
2024

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся,
календарно-тематическое планирование.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
В результате обучения литературе реализуются следующие
учебные цели:
- воспитаниедуховно развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном
и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа
художественных произведений с привлечением необходимых
сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание,
правильно пользоваться русским языком.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.

Литература
Рабочая
программа по
литературе для 8
класса к УМК
В.Я. Коровиной
М.:Просвещение
2020 г.

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического, проблемноготематического принципов.
На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над
умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой
работы в письменные и устные высказывания.

Содержание курса включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и
зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)
Главная идея программы- изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от неё к русской литературе
ХVIII,ХIХ,ХХ веков.В 8 классе ведущей проблемой является

проблема взаимосвязи литературы и истории.Изучению
произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества
писателя. Материалы по истории и теории литературы активно
используются при изучении всех разделов. Это необходимая
составляющая для изучения произведений.Совершенствование речи
учащихся- важная часть работы на уроках литературы.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Литерату
ра

9

Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК
В.Я.Коровиной
и др. 9 класс.
Составитель
Коровина В.Я. и
др. М.:
Просвещение,
2021г.

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный
документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения.
Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды
деятельности по освоению содержания художественных
произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее
источников и умения работать с ними.
Особенностью содержанияшкольного литературного образования
является концентрическое построение. Литература 9 класса входит
в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за
предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя,
происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями,
углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно
привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю.

Литерату
ра

10

Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК (базовый
уровень и
углублённый
уровень). В.Ф.
Чертова и др.
Под ред. В.Ф
Чертова М.:
Просвещение,
2020.

Программа по учебному предмету «Литература» (на
углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к планируемым
результатам
обучения
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ
от 17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613),
Федеральной основной образовательной программы среднего общего
образования (в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016
федерального учебно-методического объединения по общему
образованию), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Содержание курса 10 класса построено на литературной основе,
предполагает знакомство с вершинными произведениями родной
литературы, которое даст представление о судьбах родной
литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками
проходит путь от наблюдения за частным явлением –
художественным произведением – к формированию представления
об историко-литературном процессе.
Средством достижения целей и задач литературного образования
является формирование понятийного аппарата, поэтому особое
место при изучении литературы в 10 классе отводится теории
литературы.
Программа строится на основе историко-литературного принципа:
главные явления отечественной и мировой литературы
представлены согласно этапам развития (от литературы первой
половины 19 века до литературы второй половины 19 века). Курс
литературы в 10 классе рассчитан на 3 часа в неделю.

Литерату 11
ра

Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК
(базовый
уровень)
В.Ф. Чертова
и др. Под
ред. В.Ф
Чертова М.:
Просвещение
2020.

Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег.
номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Содержание курса на историко-литературной основе составляет
прежде всего чтение и изучение художественных произведений.
Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического
подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным» темам.
Это
позволяет
приблизить
произведения
прошлого
к
современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие
на учащихся. Курс литературы 11 класса включает в себя
монографические и обзорные темы, сочетание которых позволяет
не
только
познакомить
учащихся
с
выдающимися
художественными произведениями, но и показать их место в
историко-литературном процессе.Монографические темы дают
достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из
них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более
подробно, другие более кратко, однако все они включают
текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные
темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературных
направлений и различных творческих групп писателей. Осваивая
художественные произведения, указанные в программе, к концу 11
класса обучающиеся овладевают знаниями:

а)историко-литературными – о наиболее существенных
литературных направлениях: классицизме, романтизме,
символизме, акмеизме, футуризме; о жизни и творчестве писателей;
б)теоретико-литературными; об общечеловеческом и конкретноисторическом значении художественных; о родах и жанрах
литературы и основных способах выражения в них авторского
сознания; о литературном произведении как художественном
единстве и его компоненты.
В области читательской и литературно-творческой деятельности
учащиеся должны:
характеризовать основные проблемы, родожанровые и
композиционные особенности изученных произведений;
определять и формулировать своё отношение к авторской позиции;
характеризовать, сопоставлять главных героев эпического и
драматического произведений, изученных текстуально;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного
произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
читать выразительно прозу и стихи;
пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками,
словарями;
составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на
литературные темы;
писать сочинения разных жанров;
писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
На изучение предмета базового уровня отводится 102 часа в год
(3 часа в неделю), углубленного 170 часов в год (5 часов в
неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».