МАОУ «Платошинская средняя школа» Аннотации к рабочим программам ШМО учителей начальных классов на 2024-2025 уч.год № п/п 1 Предмет Класс Литературное 1а чтение 1б 1к 2а 2б 2к 3а 3б 3к 4а 4б 4к Авторы программы Аннотация Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов Предметная линия учебников системы «Школа России» Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение». Составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина, М.: «Просвещение», 2023г. Содержание обучения литературному чтению в 1 классе предусматривает изучение программного материала в рамках «Обучения грамоте» разделов «Развитие речи», «Фонетика», «Чтение»; в рамках «Систематического курса» - «Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская)», «Произведения о детях и для детей», «Произведения о родной природе», «Устное народное творчество – малые фольклорные жанры», «Произведения о братьях наших меньших», «Произведения о маме», «Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии», «Библиографическая культура». Содержание обучения во 2классе предусматривает изучение программного материала в рамках разделов «О нашей Родине», «Фольклор (устное народное творчество), «Звуки и краски родной природы в разные времена года», «Мир сказок», «О братьях наших меньших», «О наших близких, о семье.», «Зарубежная литература», «Библиографическая культура». Содержание обучения в 3 классе предусматривает изучение программного материала в рамках разделов «О Родине и её истории», «Фольклор (устное народное творчество). «Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил», «Круг чтения: народная песня», «Творчество А.С.Пушкина», «Творчество И. А. Крылова», «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков.», «Творчество Л. Н. Толстого», «Литературная сказка», «Произведения о взаимоотношениях человека и животных», «Произведения о детях», «Юмористические произведения», «Зарубежная литература», «Библиографическая литература». Содержание обучения в 4 классе предусматривает изучение программного материала в рамках разделов «О Родине, героические страницы истории», «Круг чтения: народная и авторская песня», «Фольклор (устное народное творчество), «Круг чтения: былина как эпическая песня», «Творчество А.С.Пушкина», «Творчество И. А. Крылова», «Творчество М. Ю. Лермонтова», «Литературная сказка», «Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков», «Творчество Л. Н. Толстого», «Произведения о животных и родной природе», «Произведения о детях», «Пьеса», «Юмористические произведения», «Зарубежная литература», «Библиографическая литература». Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности через: - гражданско-патриотическое воспитание; - духовно-нравственное воспитание; - эстетическое воспитание; - трудовое воспитание; - экологическое воспитание; - ценности научного познания. Метапредметные результаты В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: - базовые логические действия; - базовые исследовательские действия; - работа с информацией; К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: - общение К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: - самоорганизация; - самоконтроль» - совместная деятельность. Учебно-методическое обеспечение Азбука: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., М. – Просвещение, 2023г. Литературное чтение (в 2 частях), 1 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., М., Просвещение, 2023г. Литературное чтение (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, М., Просвещение, 2023г. Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, М., Просвещение, 2023г. Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, М., Просвещение, 2023г. Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, М., Просвещение, 2023г. Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю).