Аннотации к рабочим программам НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Предметная область «Труд (Технология)» Ручной труд Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и Учебного плана МАОУ «Платошинская средняя школа» на 2024-2025 уч.год ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 и 4 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 3 классе определяет следующие задачи: − формирование культуры труда (организация трудовой деятельности, соблюдение техники безопасности, организация рабочего места, качество изготовляемого изделия и, самое главное, отношение к труду); − закрепление и расширение знаний о поделочных материалах (бумаге, картоне, нитках, ткани, природных материалах), применяемых на уроках ручного труда в 3 классе; − ознакомление с более широким спектром новых поделочных материалов (проволокой, металлом, древесиной и др.), их свойствами, технологиями обработки; − обучение трудовым действиям с новыми поделочными материалами (проволокой, металлом, древесиной и др.), − закрепление и совершенствование двигательных трудовых приемов при работе колющими, режущими и измерительными инструментами; − выработка устойчивости и качества общетрудовых умений и навыков, полученных школьниками ранее (целеполагание, планирование, контроль и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование представлений о видах труда близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи и др. (усиление профессиональной ориентации); − осуществление нравственного, эстетического, экологического воспитания на уроках ручного труда; − коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности, компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы и коррекция недоразвития мелкой моторики. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи: − формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; − формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования; − обогащение представлений о процессе труда; − воспитание потребностей и готовности работать в коллективе; − умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы); − нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых; − физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно- двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов; − речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю; − эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры. Учебники: 3 класс- Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. - М.: Просвещение, 2018 4 класс-Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2019-2020