МАОУ «Платошинская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам ШМО учителей общеразвивающего
цикла
2025-2026 учебный год
Предмет
Физическая
культура
класс
1-4
Рабочая
программ
а
Федеральная
рабочая
программа
начального
общего
образования
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
Москва 2025
Аннотация
Программа по физической культуре на
уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего
образования
ФГОС
НОО,
а
также
ориентирована
на
целевые
приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации
обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Изучение учебного предмета «Физическая
культура» имеет важное значение в онтогенезе
обучающихся. Оно активно воздействует на
развитие их физической, психической и
социальной природы, содействует укреплению
здоровья, повышению защитных свойств
организма, развитию памяти, внимания и
мышления, предметно ориентируется на
активное
вовлечение
обучающихся
в
самостоятельные
занятия
физической
культурой и спортом.
С
учётом
особенностей
целью
программы по физической культуре является
формирование у учащихся начальной школы
основ здорового образа жизни, развитие
творческой самостоятельности посредством
освоения
двигательной
деятельности.
Реализация данной цели связана с решением
следующих образовательных задач:
•
укрепление
здоровья
школьников
посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей
жизнеобеспечивающих систем организма;
•
совершенствование жизненно важных
навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям
техническим действиям из базовых видов
спорта;
•
формирование общих представлений о
физической культуре, ее значении в жизни
человека, укреплении здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности;
•
развитие интереса к самостоятельным
занятиям
физическими
упражнениями,
Физическая
культура
5-9
подвижным играм, формам активного отдыха и
досуга;
•
обучение
простейшим
способам
контроля за физической нагрузкой, отдельным
показателям
физического
развития
и
физической подготовленности.
Планируемые результаты включают в себя
личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Результативность
освоения
учебного
предмета
обучающимися
достигается
посредством современных научно-обоснованных
инновационных средств, методов и форм
обучения,
информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения физической культуры на уровне
начального общего образования – 270 часов: в 1
классе – 65 часов (2 часа в неделю), в 2 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в
неделю).
Программа состоит из трёх разделов:
«Знания
о
физической
культуре»
(информационный
компонент),
«Способы
самостоятельной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое совершенствование»
(мотивационный компонент).
Учебники:
1.
Физическая культура. 1-2 классы:
Учебник для общеобразоват. учреждений / Т.В.
Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянская, С.С.
Петров. — М.: Вентана-Граф / Учебник, 2019.
— 114 с.
2.
Физическая культура. 3-4 классы:
Учебник для общеобразоват. учреждений / Т.В.
Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянская, С.С.
Петров. — М.: Вентана-Граф / Учебник, 2019.
— 130 с.
Федеральная
Программа по физической культуре
рабочая
представляет собой методически оформленную
программа
конкретизацию требований ФГОС ООО и
основного общегораскрывает их реализацию через конкретное
образования
предметное содержание.
ФИЗИЧЕСКАЯ
В
своей
социально-ценностной
КУЛЬТУРА
ориентации программа по физической культуре
Москва 2025
рассматривается как средство подготовки
обучающихся
к
предстоящей
жизнедеятельности, укрепления их здоровья,
повышения функциональных и адаптивных
возможностей систем организма, развития
жизненно
важных
физических
качеств.
Программа
по
физической
культуре
обеспечивает преемственность с федеральными
рабочими программами начального общего и
среднего общего образования.
Основной
целью
программы
по
физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности
физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья,
оптимизации
трудовой
деятельности
и
организации активного отдыха. В программе по
физической
культуре
данная
цель
конкретизируется
и
связывается
с
формированием
устойчивых
мотивов
и
потребностей
обучающихся
в
бережном
отношении к своему здоровью, целостном
развитии
физических,
психических
и
нравственных
качеств,
творческом
использовании ценностей физической культуры
в организации здорового образа жизни,
регулярных
занятиях
двигательной
деятельностью и спортом.
Планируемые результаты образования по
физической культуре на уровне основного
общего образования являются воспитание
целостной личности обучающихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической
и социальной природы. Реализация этой идеи
становится возможной на основе содержания
учебного предмета, которое представляется
двигательной деятельностью с её базовыми
компонентами: информационным (знания о
физической
культуре),
операциональным
(способы самостоятельной деятельности) и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной
составляющей учебного предмета «Физическая
культура», придания ей личностно значимого
смысла, содержание программы по физической
культуре представляется системой модулей,
которые входят структурными компонентами в
раздел «Физическое совершенствование».
Общее число часов, рекомендованных для
изучения физической культуры на уровне
основного общего образования, – 340 часов: в 5
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Программа состоит из трёх разделов:
«Знания
о
физической
культуре»
Физическая
культура
(информационный
компонент),
«Способы
самостоятельной деятельности» (операционный
компонент) и «Физическое совершенствование»
(мотивационный компонент).
Учебники:
1. Физическая культура. 5-7 классы:
Учебник для общеобразоват. учреждений /
Т.В. Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянская,
С.С. Петров. — М.: Вентана-Граф / Учебник,
2019. — 111 с.
2. Физическая культура. 8-9 классы:
Учебник для общеобразоват. учреждений /
Т.В. Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянская,
С.С. Петров. — М.: Вентана-Граф / Учебник,
2019. — 126 с.
5-9
Адаптированная
Рабочая программа учебному предмету
ЗПР рабочая
«Физическая
культура»
составлена
для
Вариа программа
обучающихся 5-9 классов
с задержкой
нт 7 учебному
психического развития (далее ЗПР) на основе
предмету
Федерального
государственного
«Физическая
образовательного стандарта основного общего
культура» с
образования 2010 года с изменениями на 31
задержкой
декабря 2015 года (Приказ от 31 декабря 2015
психического
года № 1577); АООП ООО (Вариант 7.1.) .
развития от 31
Программа направлена на реализацию
декабря 2022 года
№ 1577
содержания учебного предмета, коррекционной
работы, ориентированной на удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ЗПР.
Коррекционноразвивающий аспект урока предусматривает
работу по преодолению затруднений в
усвоении содержания учебного предмета,
обусловленные
недостаточными
познавательными
способностями,
специфическими
расстройствами
психологического
развития
(школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в
организации деятельности и/или поведения.
Успешность реализации программы во
многом зависит от
созданных условий на
уроке, используемых учителем методов и
приемов, способов организации деятельности.
Основные вариативные приемы обучения.
•
Повтор инструкции.
•
Демонстрация действий.
•
Подбор
по
аналогии,
по
противопоставлению.
•
Чередование легких и трудных заданий
(вопросов).
•
Совместные
или
имитационные
Адаптивная
физическая
культура
1-4
Федеральная
классы адаптированная
с УО основная
общеобразовате
льная
программа
обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуаль
ными
нарушениями)
от 24.11.2022г.
№ 1026
действия.
Основные требования к организации
деятельности на уроке.
•
Важны
внешние
мотивирующие
подкрепления.
•
Учебный материал должен подноситься
небольшими дозами, его усложнение следует
осуществлять постепенно.
•
Создание ситуации успеха на занятии.
•
Благоприятный климат на уроке.
•
Опора на эмоциональное восприятие.
•
Оптимальная смена видов заданий
(познавательных, вербальных, игровых и
практических).
•
Синхронизация
темпа
урока
с
возможностями ученика.
•
Точность и краткость инструкции по
выполнению задания.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения физической культуры на уровне
основного общего образования, – 340 часов: в 5
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов
(2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) адресована
обучающимся с нарушениями интеллекта с
учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Адаптивная
физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе
приобщения их к физической культуре, коррекция
недостатков
психофизического
развития,
расширение
индивидуальных
двигательных
возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
− коррекция
нарушений
физического
развития;
− формирование двигательных умений и
навыков;
− развитие двигательных способностей в
процессе обучения;
− укрепление здоровья и закаливание
организма, формирование правильной
осанки;
− раскрытие возможных избирательных
Ритмика
способностей и интересов обучающихся для
освоения доступных видов спортивнофизкультурной деятельности;
− формирование и воспитание гигиенических
навыков при выполнении физических
упражнений;
− формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
− поддержание
устойчивой
физической
работоспособности на достигнутом уровне;
− формирование познавательных интересов,
сообщение
доступных
теоретических
сведений по физической культуре;
− воспитание устойчивого интереса к
занятиям физическими упражнениями;
− воспитание
нравственных,
моральноволевых качеств (настойчивости, смелости),
навыков культурного поведения.
Программа «Адаптивной физической культуры» у
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на
укрепление здоровья, физическое развитие,
формирование правильной осанки, развитию
физических качеств и становлению школы
движений.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения физической культуры– 280 часов: в 1
классе – 99 часов (3 часа в неделю), в 2 классе – 102
часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часов (3
часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в
неделю).
1-4
Федеральная
Преподавание ритмики в специальном
классы адаптированная (коррекционном) образовательном учреждении
с УО основная
VIII вида обусловлено необходимостью
общеобразовате осуществления
коррекции
недостатков
льная программа психического
и
физического
развития
обучающихся с умственно
отсталых
детей
средствами
умственной
музыкально-ритмической деятельности.
отсталостью
Специфические средствами воздействия
(интеллектуальн на
учащихся,
свойственные
ритмике,
ыми
способствуют общему развитию младших
нарушениями) умственно отсталых школьников, исправлению
от 24.11.2022г. недостатков физического развития, общей и
№ 1026
речевой моторики, эмоционально-волевой
сферы, воспитанию положительных качеств
личности
(дружелюбия,
дисциплинированности,
коллективизма),
эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках
ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать
музыку, выполнять под музыку разнообразные
Адаптивная
физическая
культура
движения, петь, танцевать, играть на
простейших музыкальных инструментах.
Программа детализирует и раскрывает
содержание федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития обучающихся с ОВЗ
средствами учебного предмета.
Цель
предмета:
исправление
недостатков психического и физического
развития детей средствами музыкальноритмической деятельности.
Задачи:
развитие двигательной активности, как
основы здорового образа жизни,
укрепление физического и психического
здоровья детей.
развитие общей и речевой моторики,
эмоционально-волевое
развитие
учащихся,
воспитание
нравственности,
дружелюбия,
дисциплинированности,
чувства
долга,
коллективизма,
организованности.
Ритмика,
являясь
синтетическим,
интегративным видом деятельности, позволяет
решать
целый
спектр
разнообразных
образовательных,
воспитательных,
развивающих и коррекционных задач, лежащих
во многих плоскостях, от задач укрепления
здоровья умственно отсталых учащихся,
развития их психомоторики, до задач
формирования и развития у них творческих и
созидательных
способностей,
коммуникативных умений и навыков.
Рабочая программа рассчитана на четыре года
изучения в начальной школе из расчета 1 час в
неделю, всего – 135 часов: в 1 классе - 33 часа
(1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
4 класс Федеральная
Рабочая программа по учебному
НИ
адаптированная предмету «Адаптивная физическая культура»
Вариа основная
составлена для обучающихся 4 класса с
нт 2
общеобразовате нарушениями
интеллекта
(вариант
2),
льная программа программы специальных (коррекционных)
обучающихся с образовательных учреждений VIII вида под
умственной
редакцией Воронковой В.В.
отсталостью
ФАООП УО (вариант 2) адресована
(интеллектуальн обучающимся с нарушениями интеллекта и
ыми
множественными нарушениями развития с
нарушениями) учетом реализации их особых образовательных
Адаптивная
физическая
культура
от 24.11.2022г. потребностей, а также индивидуальных
№ 1026
особенностей и возможностей.
Целью
занятий
по
адаптивной
физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение
использованию
полученных
навыков
в
повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и
совершенствование основных и прикладных
двигательных
навыков;
формирование
туристических навыков, умения играть в
спортивные игры; укрепление и сохранение
здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Одним из важнейших направлений
работы с ребенком, имеющим умственную
отсталость, ТМНР, является физическое
развитие, которое происходит на занятиях по
адаптивной физической культуре.
Основная цель реализации программы
формирования БУД в 4 классе состоит в
формировании школьника с умственной
отсталостью
как
субъекта
учебной
деятельности, которая обеспечивает одно из
направлений его подготовки к самостоятельной
жизни в обществе.
Общее число часов – 68 часов: в 4
классе - 34 часа (2 часа в неделю).
9 класс Федеральная
Адаптированная рабочая программа по
НИ
адаптированная учебному предмету «Адаптивная физическая
Вариа основная
культура» составлена для обучающихся 9
нт 2
общеобразовате класса с нарушениями интеллекта (вариант 2),
льная программа программы специальных (коррекционных)
обучающихся с образовательных учреждений VIII вида под
умственной
редакцией Воронковой В.В.
отсталостью
ФАООП УО (вариант 2) адресована
(интеллектуальн обучающимся с нарушениями интеллекта и
ыми
множественными нарушениями развития с
нарушениями) учетом реализации их особых образовательных
от 24.11.2022г. потребностей, а также индивидуальных
№ 1026
особенностей и возможностей.
Целью
занятий
по
адаптивной
физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение
использованию
полученных
навыков
в
повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и
совершенствование основных и прикладных
двигательных
навыков;
формирование
туристических навыков, умения играть в
спортивные игры; укрепление и сохранение
здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Основой для разработки рабочей
Двигательное
развитие
программы учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» (9 класс) является
Программа формирования базовых учебных
действий обучающихся с нарушениями
интеллекта (далее программа формирования
БУД), которая конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным
результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит
деятельностный подход к обучению, который
позволяет
реализовывать
коррекционноразвивающий
потенциал
образования
школьников с умственной отсталостью.
Общее число часов – 68 часов: в 9 классе - 34
часа (2 часа в неделю).
4 класс Федеральная
Рабочая программа по учебному
НИ
адаптированная предмету «Двигательное развитие» составлена
Вариа основная
для обучающихся 4 класса на основе
нт 2
общеобразовате Федеральной
адаптированной
основной
льная программа общеобразовательной
программы
обучающихся с обучающихся с нарушениями интеллекта далее
умственной
ФАООП УО (вариант 2).
отсталостью
Цель: обогащение
сенсомоторного
(интеллектуальн опыта, поддержанию и развитие способности к
ыми
движению и функциональному использованию
нарушениями) двигательных навыков.
от 24.11.2022г.
Задачи:
№ 1026
1. мотивация двигательной активности;
2. поддержка и развитие имеющихся
движений;
3. расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений;
4. освоение новых способов передвижения
(включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в
коррекционном
курсе «Двигательное
развитие» решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной
деятельности обучающегося:
развитие тактильных ощущений кистей
рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового
внимания;
развитие вербальных и невербальных
коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной
координации;
развитие
пространственных
представлений;
развитие мелкой моторики, зрительномоторной координации.
В программу включены следующие
Двигательное
развитие
разделы:
1.
Коррекция
и
формирование
правильной осанки
2.
Формирование
и
укрепление
мышечного корсета
3. Коррекция и развитие сенсорной
системы
4.
Развитие
точности
движений
пространственной ориентировки.
Суть предложенной адаптированной
программы по двигательному развитию
заключается в том, чтобы учесть все
возможные
подходы
для
компенсации,
коррекции отклонений в физическом развитии
младшего школьника с ограниченными
возможностями здоровья с тем, чтобы
приблизить
его
телесные,
духовные,
нравственные возможности к полноценной
социокультурной жизни.
Общее число часов – 34 часа: в 4 классе
- 34 часа (1 час в неделю).
9 класс Федеральная
Рабочая программа по учебному
НИ
адаптированная предмету «Двигательное развитие» составлена
Вариа основная
для обучающихся 9 класса на основе
нт 2
общеобразовате Федеральной
адаптированной
основной
льная программа общеобразовательной
программы
обучающихся с обучающихся с нарушениями интеллекта далее
умственной
ФАООП УО (вариант 2).
отсталостью
Цель: обогащение
сенсомоторного
(интеллектуальн опыта, поддержанию и развитие способности к
ыми
движению и функциональному использованию
нарушениями) двигательных навыков.
от 24.11.2022г.
Задачи:
№ 1026
5. мотивация двигательной активности;
6. поддержка и развитие имеющихся
движений;
7. расширение диапазона движений и
профилактика возможных нарушений;
8. освоение новых способов передвижения
(включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в
коррекционном
курсе «Двигательное
развитие» решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной
деятельности обучающегося:
развитие тактильных ощущений кистей
рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового
внимания;
развитие вербальных и невербальных
коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной
Адаптивная
физическая
культура
координации;
развитие
пространственных
представлений;
развитие мелкой моторики, зрительномоторной координации.
В программу включены следующие
разделы:
1.
Коррекция
и
формирование
правильной осанки
2.
Формирование
и
укрепление
мышечного корсета
3. Коррекция и развитие сенсорной
системы
4.
Развитие
точности
движений
пространственной ориентировки.
Суть предложенной адаптированной
программы по двигательному развитию
заключается в том, чтобы учесть все
возможные
подходы
для
компенсации,
коррекции отклонений в физическом развитии
младшего школьника с ограниченными
возможностями здоровья с тем, чтобы
приблизить
его
телесные,
духовные,
нравственные возможности к полноценной
социокультурной жизни.
Общее число часов – 34 часа: в 9 классе
- 34 часа (1 час в неделю).
4 класс Федеральная
Федеральная рабочая программа по
Вариа адаптированная учебному предмету «Адаптивная физическая
нт 6.2 основная
культура» (предметная область «Физическая
общеобразовате культура») для обучающихся с нарушениями
льная программа опорно-двигательного
аппарата
(НОДА)
обучающихся с включает пояснительную записку, содержание
умственной
учебного предмета «Адаптивная физическая
отсталостью
культура» для 4 класса, планируемые
(интеллектуальн результаты освоения учебного предмета
ыми
«Адаптивная физическая культура» на уровне
нарушениями) начального общего образования и тематическое
от 24.11.2022г. планирование изучения курса.
№ 1026
Федеральная рабочая программа по
учебному предмету «Адаптивная физическая
культура» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к
результатам
освоения
адаптированной
основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с
НОДА, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте
начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, а
также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации
обучающихся,
сформулированные в Федеральной рабочей
программе воспитания.
Цель: получение комплексной помощи,
направленной на индивидуальное развитие и
успешную адаптацию ребенка в обществе.
Задачи:
коррекция и компенсация нарушений
физического развития;
развитие двигательных возможностей в
процессе обучения;
формирование,
развитие
и
совершенствование
двигательных
умений и навыков;
развитие
у
учащихся
основных
физических
качеств,
привитие
устойчивого отношения к занятиям по
физкультуре;
укрепление здоровья.
Программа
обеспечивает
сформированность общих представлений об
адаптивной физической культуре и спорте,
физической активности, физических качествах,
жизненно важных прикладных умениях и
навыках,
компенсации
и
коррекции
нарушенных двигательных функций, основных
физических упражнениях (коррекционных,
гимнастических, игровых и спортивных).
Программа
ориентирована
на
обеспечение
обучающимися
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса ГТО для лиц с ограничениями в
состоянии здоровья и другие предметные
результаты ФАОП НОО для обучающихся с
НОДА (вариант 6.2).
Общее число часов – 68 часов: в 4
классе - 34 часа (2 часа в неделю).