Приложение к Приказу №258
от 29.08.2025г.
МАОУ «Платошинская средняя школа»
Аннотации к рабочим программам ШМО предметов филологического цикла
(русский язык, литература)
2025-2026 учебный год
Предмет кла
Рабочая
сс
программа
Русский
5 Русский язык
язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК Т.А.
Ладыженской, и
др. 5 класс. М.:
Просвещение,
2022 г. .
Аннотация
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Содержание
предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на
основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в
жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять
цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению
собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенцииформируются на основе овладения необходимыми
знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике
как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования
представлений о нормативной речи и практических умений
нормативного употребления слов, фразеологических выражений,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенцияпредполагает осознание родного
языка как формы выражения национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета,
культуры межнационального общения; способность объяснять
значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и
в деятельностной форме.
Основные разделы (темы) содержания:
1. Язык – важнейшее средство общения.
Русский
язык
6
Русский язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК
М.Т.Баранов и
др. 6 класс. М.:
Просвещение,
2024г.
2. Повторение пройденного в 1 – 4 кл.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.
5.Лексика. Культура речи.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи
7.Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и
служебные части речи.
- Имя существительное.
- Имя прилагательное.
- Глагол.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе предполагает
наличие программно-методических материалов:
-Программа курса «Русский язык» 5-9 классы. /Автор: М.Т.Баранов. М.: Просвещение, 2024
ФГОС. Русский язык: 6 класс. Учебник в 2 частях /Авторы:
М.Т.Баранов и др.- М.: Просвещение, 2024
- Комплект с СD ФГОС
Основные разделы (темы) содержания:
Раздел 1. Общие сведения о языке
Раздел II. Повторение пройденного в 5 классе
Раздел III. Лексикология и фразеология
Раздел IV. Словообразование
Раздел V. Морфология (122 часа)
Раздел VI. Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса
Актуальность изучения учебного предмета состоит в обеспечении
учащихся функциональной грамотностью, что позволит решить
проблемы социальной адаптации учащихся на основе приобретения
ими компетентностного опыта в сфере учения, личностного развития.
В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского
языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты
Количество учебных часов
В год в 6-м классе – 204 часа, т. е. 6 часов неделю.
Программой предусмотрены итоговые контрольные работы (диктант с
грамматическим заданием, тестирование, комплексная контрольная
работа). В ходе изучения темы предусмотрен проект (индивидуальная
или коллективная работа в зависимости от уровня подготовленности
группы).
В рабочей программе определены цели и задачи изучения русского
языка в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта, четко указаны цели, задачи и результаты
обучения.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая
характеристика предмета, описание места учебного предмета в
учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета, результаты освоения предмета: личностные,
метапредметные и предметные, содержание учебного предмета,
календарно-тематическое планирование, материально – техническое
обеспечение
Русский
язык
7
Русский язык
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК Т.А.
Ладыженской и
др. 7 класс. М.:
Просвещение,
2024.
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Программа построена с учетом принципов системности, научности
и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и
навыков по предмету, которые сформированы у школьников в
процессе реализации принципов развивающего обучения.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке,
раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за
ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются
специальные часы. В 7 классе в разделе «Повторение изученного в
5—6 классах» определено содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы
преемственности между начальным и средним звеном обучения.
Для организации систематического повторения, проведения
различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 7 класс» содержат значительное
количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития
учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять
главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной
речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды
работы над текстом — пропорционально распределяются между
грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.
На изучение курса выделяется 136 часов.
Русский
язык
8
Русский язык.
Рабочая
программа по
русскому языку
к УМК
Л.А.Тростенцов
ой,Т.А.Ладыжен
ской и др.8
класс. М.:
Просвещение,
2021г.
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Программа построена с учетом принципов системности, научности
и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и
навыков по предмету. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются
специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в
5-7 классах » определенно содержание этой работы, что
продиктовано необходимостью правильно решать вопросы
преемственности между начальным и средним звеном обучения.
Для организации систематического повторения, проведение
различных видов разбора подобранны примеры из художественной
литературы.
Разделы учебника «Русский язык 8 класс» содержат значительное
количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При
изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития
учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять
главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и д.р.).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная
тема
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения
обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные ,
здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видами контроля знаний умений и навыков
являются:входной контроль в начале и в конце четверти; текущий –
в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных
диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных,
графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов
с грамматичекими заданиями текстов; итоговый – контрольный
диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.На
изучение предмета отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Русский
язык
9
Русский язык
Рабочие
программы.
Предметная
линия учебников
С.Г.Бархударова
и др.. 5-9
классы.
М.:
Просвещение,
2023г.
Программа по русскому языку на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам
проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Данные программы конкретизируют содержание стандарта, дают
распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Русский
язык
10
Задачи обучения русскому языку:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной
личности с развитым чувством самосознания и общероссийского
гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и
уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство
общения, средство получения знаний;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и
навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях
ее функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые
факты, расширение объема используемых в речи грамматических
средств, совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности, обогащения активного и потенциального словарного
запаса, развитие умений стилистически корректного использования
лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение
правилами использования языка в разных ситуациях общения,
нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного
языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умение
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю.
Русский язык. 10Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
111 класс. Рабочая уровне среднего общего образования составлена на основе требований
программа для
к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а
общеобразовате также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
льных
Концепции преподавания русского языка и литературы в российской
организаций
федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
(базовый
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
уровень).
непосредственному применению при реализации обязательной части
ФОП СОО.
К УМК
Л.М. Рыбченкова
и др. М.:
Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение
Просвещение,
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно
2020 г.
ориентированного,
когнитивнокоммуникативного,
Составитель
деятельностного подходов к обучению родномуязыку:
Л.М.
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления
Рыбченкова
о русском языке как духовной, нравственной и культурной
и др.
ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; овладение культурой межнационального общения;
-развитие и совершенствование способности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; информационных
умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
готовности к осознанному выбору профессии, к получению
высшего гуманитарного образования;
-углубление знаний о лингвистике как науке; языке как
многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи
основных единиц и уровней языка; языковой норме, её функциях;
функционально-стилистической системе русского языка;
-овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые явления и факты с учётом их
различных интерпретаций; в необходимых условиях давать
исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать
языковые явления и факты с точки зрения нормативности;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере
общения.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Русский
язык
11
Русский язык. 10Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на
111 класс.
уровне среднего общего образования составлена на основе требований
Рабочая
к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а
программа для также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
общеобразовате Концепции преподавания русского языка и литературы в российской
льных
федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
организаций
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
(базовый и
непосредственному применению при реализации обязательной части
углубленный
ФОП СОО.
уровень).
Рабочая программа по русскому языку для профильного уровня
К УМК
Л.М.
представляет собой целостный документ, включающий пять
Рыбченкова и
разделов: пояснительную записку, основное содержание курса,
др. М.:
краткое изложение курса русского языка, распределение тем курса,
Просвещение,
требования к уровню подготовки выпускников. Приоритетным
2020 г.
направлением языкового образования в 11 классе на профильном
Составитель
уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка
Л.М.
как системы в синхронном и диахронном аспектах.Курс
Рыбченкова
углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе
и др.
призван решить как специальные, так и общепредметные задачи.
Среди специальных задач преподавания русского языка выделим
следующие:
1) формирование языковой и лингвистической компетенции
обучающихся;
2) формирование культуроведческой компетенции обучающихся;
3)формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правил
их соединения, умение пользоваться ими в речи.Лингвистическая
компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики,
основных её понятий, а также определённые представления об
учёных-лингвистах,
прежде
всего
об
отечественных
русистах.Культуроведческая компетенция предполагает, в первую
Литерату
ра
5
очередь, осознание языка как формы выражения национальной
культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
-наличие определённых теоретических сведений о языке;
-наличие определённых умений и навыков (орфоэпических,
лексических, грамматических и др.);
-наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами
и условиями общения;
-наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом
социальных норм поведения.
Таким образом, коммуникативная компетенция, являясь высшей
ступенью в иерархии компетенций, представляет собой их
нерасторжимое единство, расширяет и углубляет языковую,
лингвистическую и культуроведческую компетенции.
При обучении русскому языку как средству общения в 11 классе
используется коммуникативно-деятельностный подход, который
предполагает:
-обучение средствам языка;
-обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим,
акцентологическим,
лексическим,
грамматическим,
пнктуационным);
-обучение умениям и навыкам в различных видах речевой
деятельности;
-обучение умениям и навыкам общения на языке.
На изучение предмета отводится 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Литература.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
Рабочая
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программа по
основной
образовательной
программы
основного
общего
литературе к
образования, представленных в Федеральном государственном
УМК В.Я.
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Коровиной и др. Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
5 класс.
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
М.: Просвещение, номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
2022 г.
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся,
календарно-тематическое планирование.
В результате обучения литературе реализуются следующие
учебные цели:
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в
ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы
и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
овладение умениямичтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих
понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и
общечеловеческого содержания; грамотного использования
русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа.
Литерату
ра
6
Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК В.Я.
Коровиной и др.
6 класс. М.:
Просвещение,
2021г.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Рабочая программа политературе представляет собой целостный
документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения.
Основное общее образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию
обучающихся на основе приобретения ими компетентностного
опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей
обучения на формирование компетентной личности, способной к
жизнедеятельности и самоопределению в информационном
обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Данные цели и задачи предусматривают формирование у учащихся
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение и сопоставление,
умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза,
аксиома,
самостоятельное выполнение различных творческих работ,
способность устно и письменно передавать содержание текста в
сжатом или развернутом виде,
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение
перефразировать мысль, выбор и использование выразительных
средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей,
составление плана, тезиса, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной
или письменной форме результатов совей деятельности
использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии,
словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Литерату
ра
7
Литература.
Рабочая
программа по
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Литерату
ра
8
литературе к
УМК В.Я.
Коровиной и др.
7 класс.
М.:Просвещение,
2024
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку,
основное содержание с распределением учебных часов, учебнотематический план, требования к уровню подготовки обучающихся,
календарно-тематическое планирование.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
В результате обучения литературе реализуются следующие
учебные цели:
- воспитаниедуховно развитой личности, осознающей свою
принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и
культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и
эстетического опыта;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;
формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном
чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном
и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях
зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа
художественных произведений с привлечением необходимых
сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание,
правильно пользоваться русским языком.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Литература
Рабочая
программа по
литературе для 8
класса к УМК
В.Я. Коровиной
М.:Просвещение
2020 г.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г. № 637-р).
Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического, проблемноготематического принципов.
На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над
умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой
работы в письменные и устные высказывания.
Содержание курса включает в себя произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и
зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)
Главная идея программы- изучение литературы от фольклора к
древнерусской литературе, от неё к русской литературе
ХVIII,ХIХ,ХХ веков.В 8 классе ведущей проблемой является
Литерату
ра
9
проблема взаимосвязи литературы и истории.Изучению
произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества
писателя. Материалы по истории и теории литературы активно
используются при изучении всех разделов. Это необходимая
составляющая для изучения произведений.Совершенствование речи
учащихся- важная часть работы на уроках литературы.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю.
Литература.
Рабочая программа по литературе на уровне основного общего
Рабочая
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программа по
основной
образовательной
программы
основного
общего
литературе к
образования, представленных в Федеральном государственном
УМК
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
В.Я.Коровиной Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
и др. 9 класс.
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
Составитель
номер – 64101) (далее – ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
Коровина В.Я. и программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
др. М.:
языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
Просвещение,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2021г.
2016 г. № 637-р).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный
документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание тем учебного курса;
требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебнометодического обеспечения.
Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды
деятельности по освоению содержания художественных
произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее
источников и умения работать с ними.
Особенностью содержанияшкольного литературного образования
является концентрическое построение. Литература 9 класса входит
в первый концентр. В 9 классе подводятся итоги работы за
предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя,
происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями,
углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно
привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю.
Литерату
ра
10
Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК (базовый
уровень и
углублённый
уровень). В.Ф.
Чертова и др.
Под ред. В.Ф
Чертова М.:
Просвещение,
2020.
Программа по учебному предмету «Литература» (на
углублённом уровне) для обучения на уровне среднего общего
образования составлена на основе требований к планируемым
результатам
обучения
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
17.05.2012 г. №41317, с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №
1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613), Федеральной
основной образовательной программы среднего общего образования
(в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебнометодического объединения по общему образованию), с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература. Курс литературы в школе основывается на принципах
связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историкокультурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы,
формирование умений оценивать и анализировать художественные
произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Содержание курса 10 класса построено на литературной основе,
предполагает знакомство с вершинными произведениями родной
литературы, которое даст представление о судьбах родной
литературы и родной культуры. Учитель вместе с учениками
проходит путь от наблюдения за частным явлением –
художественным произведением – к формированию представления
об историко-литературном процессе.
Средством достижения целей и задач литературного образования
является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место
при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы.
Программа строится на основе историко-литературного принципа:
главные явления отечественной и мировой литературы
представлены согласно этапам развития (от литературы первой
половины 19 века до литературы второй половины 19 века). Курс
литературы в 10 классе рассчитан на 3 часа в неделю, углубленный
курс - 170 часов в год (5 часов в неделю).
Литерату 11
ра
Литература.
Рабочая
программа по
литературе к
УМК
(базовый
уровень)
В.Ф. Чертова
и др. Под
ред. В.Ф
Чертова М.:
Просвещение
2020.
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего
общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег.
номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Содержание курса на историко-литературной основе составляет
прежде всего чтение и изучение художественных произведений.
Соотнесённость общечеловеческого и конкретно-исторического
подхода даёт возможность учителю обратиться к «вечным» темам.
Это
позволяет
приблизить
произведения
прошлого
к
современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие
на учащихся. Курс литературы 11 класса включает в себя
монографические и обзорные темы, сочетание которых позволяет
не
только
познакомить
учащихся
с
выдающимися
художественными произведениями, но и показать их место в
историко-литературном процессе.Монографические темы дают
достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Одни из
них позволяют раскрыть жизнь и творчество писателя более
подробно, другие более кратко, однако все они включают
текстуальное изучение художественных произведений. Обзорные
темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературных
направлений и различных творческих групп писателей. Осваивая
художественные произведения, указанные в программе, к концу 11
класса обучающиеся овладевают знаниями:
а)историко-литературными – о наиболее существенных
литературных направлениях: классицизме, романтизме,
символизме, акмеизме, футуризме; о жизни и творчестве писателей;
б)теоретико-литературными; об общечеловеческом и конкретноисторическом значении художественных; о родах и жанрах
литературы и основных способах выражения в них авторского
сознания; о литературном произведении как художественном
единстве и его компоненты.
В области читательской и литературно-творческой деятельности
учащиеся должны:
характеризовать основные проблемы, родожанровые и
композиционные особенности изученных произведений;
определять и формулировать своё отношение к авторской позиции;
характеризовать, сопоставлять главных героев эпического и
драматического произведений, изученных текстуально;
выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного
произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
читать выразительно прозу и стихи;
пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками,
словарями;
составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на
литературные темы;
писать сочинения разных жанров;
писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение.
На изучение предмета базового уровня отводится 102 часа в год
(3 часа в неделю), углубленный курс - 170 часов в год (5 часов в
неделю).