Содержание
Раздел I. Паспорт Программы развития…………………………….……….……3
Раздел II. Проблемно – ориентируемый анализ…………………………….……4
Раздел III. Концептуальные основания Программы развития………………….8
3.1.Концептуальный проект будущего состояния
школы….......................................................................................................................8
3.2. Цель, задачи, результат, этапы реализации
Программы развития………………………………………………………..……………..9
3.2.1. Подпрограмма «Агро образование с детского сада»…………………12
3.2.2. Подпрограмма «Конструируем содержание образования
агроэкономической школы»………………………………………………...……..13
3.2.3. Подпрограмма «История успеха»……………………...……………...14
3.2.4. Подпрограмма «Школа – СТАРТ»……………………………..……...14
3.2.5. Подпрограмма «По ступенькам бизнес-игр»…………………...…….15
Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы развития……………....……….16
2
Раздел I. Паспорт Программы развития
1.
Название
Программа развития «Агроэкономическая школа – площадка
Программы
социальных возможностей» МАОУ «Платошинская средняя
школа»
2.
Разработчики Педагогический коллектив и Управляющий совет школы
Программы
3.
Срок
реализации
Программы
2023 – 2028 годы
4.
Основная
идея
Программы
В современных условиях перехода от экономики труда и капитала
к экономике знаний особое значение приобретает формирование у
учащихся универсальных компетенций как основы
профессионального самоопределения. Поэтому ключевую идею
программы развития определяем, как создание образовательного
пространства школы для формирования у обучающихся
компетенций предпринимательства, бизнес-коммуникаций, основ
аграрного дела в сотрудничестве с реальными социальными
партнерами.
5.
Цель
Программы
К 2023 году реализовать инновационную модель
«Агроэкономическая школа – площадка социальных
возможностей», направленную на создание ориентационной
мотивационной основы для осознанного выбора профессий
сельскохозяйственного профиля, формирование у обучающихся
основ предпринимательской деятельности и финансовой
грамотности.
6.
Задачи
Программы
1. Создать единую открытую образовательную среду
«Агроэкономическая
школа
–
площадка
социальных
возможностей» через интеграцию ресурсов образовательной
организации и социальных институтов местного социума, через
выстраивание партнерских отношений с предприятиями местного
сообщества.
2. Разработать и апробировать систему образовательных модулей
внеурочной деятельности, включающую пять основных
компонентов:
формирование профессиональной компетентности
обучающихся
через знакомство с профессиями аграрного
направления;
- обучение разрабатывать бизнес-план, защищать его и
организовывать собственное дело;
- обучение грамотному ведению личного хозяйства и
организации фермерского семейного хозяйства;
- краткосрочные практико-ориентированные курсы и
социальные практики;
- профессиональные пробы.
3. Создать для педагогов открытую методическую среду,
позволяющую
им
выбирать
направление
своего
3
профессионального развития в рамках реализации Программы
развития.
4. Изучить возможные проектно-конкурсные образовательные
площадки для участия обучающихся в программах экономической
направленности принимать участие в них.
5. Разработать и организовать для родителей актуальные
образовательные практики и клуб родительского просвещения.
7.
8.
Основные
механизмы
реализации
Программы
1. «Агро образование с детского сада». Данная проектная линия
предполагает разработку и проведение ролевых экономических
игр.
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
1. У 50% выпускников сформированы ключевые компетенции
предпринимательства, бизнес-коммуникаций, основ аграрного
дела, финансовой грамотности.
2. Изменение содержания учебного плана, ориентированного на
формирование мотивационной основы в выборе сферы будущей
профессиональной деятельности: начальная школа – на 5 %,
основная и старшая школа – на 10 %.
3. 30 % выпускников поступают в учреждения ВПО, СПО и НПО
на экономические и сельскохозяйственные направления.
4. 15 % обучающихся принимают участие в проектно-конкурсных
образовательных площадках экономической направленности;
5. Поддержание положительного имиджа, формирование бренда
школы и повышение привлекательности сельского образа жизни.
2. «Конструируем содержание образования
агроэкономической школы». Изменение содержания
образования будет осуществляться по линии перехода от модели
«запаса» знаний к модели применения знаний, что обеспечит
метопредметную направленность.
3. «История успеха». Данная проектная линия предполагает
изучить историю предпринимательства села и оформить
экспозиции.
4. «Школа – СТАРТ». Данная проектная линия направлена на
создание и реализацию бизнес-проектов.
5. «По ступенькам бизнес – игр». Данная проектная линия
предполагает разработку и проведение экономических деловых
игр.
Раздел II. Проблемно-ориентируемый анализ
Платошинская школа открылась в 1893 году как школа грамоты, в 1936 году школа
получила статус средней. Современное здание школы было построено в 1976 году. В
условиях локального сельского пространства школа является интеллектуально-культурным
центром села. Тип учреждения – муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Платошинская средняя общеобразовательная школа». Лицензия на право
4
ведения образовательной деятельности получена 06 апреля 2011 года, свидетельство о
государственной аккредитации – 24 мая 2011 года.
По состоянию на 1 сентября 2023 года приступит к обучению 775 учеников и 20
воспитанников структурного подразделения детского сада «Улыбка».
Образовательный процесс в организации обеспечивают 57 педагогов и 12
работников технического и обслуживающего персонала. Созданы и работают службы
обеспечения: социальная служба (3 социальных педагога), психологическая служба (2
педагога-психолога), логопедическая служба
(3 учителя-логопеда).
Состав
педагогического
коллектива
стабилен,
укомплектованность
педагогическими кадрами – 100%. Уровень квалификации педагогов достаточный. Все
педагоги своевременно проходят курсовую подготовку на курсах повышения
квалификации. Результаты профессионального уровня педагогов подтверждаются
активным участием в профессиональных конкурсах и в методических мероприятиях.
Процесс становления школы как открытой системы, включает построение
внутренней среды школы с учетом требований социальной среды и внешних ресурсных
возможностей и ограничений. К ним мы относим:
Социальный заказ на образование. При этом под ним мы понимаем «…всю
совокупность образовательных потребностей, запросов, ожиданий, требований,
которые предъявляются или могут быть предъявлены школе с любыми социальными
субъектами в самых различных формах и с самой разной степенью
требовательности».
И относим Средства, необходимые для достижения социально значимых целей:
контингент учащихся, кадры, здание с инфраструктурой жизнеобеспечения,
информационные, концептуальные, программно-методические, материальнотехнические, нормативно-правовые, финансовые ресурсы.
Что касается собственно школы в рамках модели открытой системы, мы выделяем 3
инвариантных компонента:
Образовательная подсистема школы – которая включает совокупность факторов,
осуществляющих главные образовательные процессы всех видов (обучение,
воспитание, сопровождение и т.д.).
Управляющая подсистема школы – отвечает за школу как целое и призвана
обеспечить согласованность и взаимосодействие всех ее компонентов для
достижения главных целей.
Инновационная подсистема школы – разворачивается как инновационный процесс,
то есть создание, распространение, освоение и использование различных
необходимых для школы новшеств.
С 2003 года по 2007 год школа жила в режиме реализации программы развития
«Школа самовыражения личности». В соответствии с этой программой образовательная
среда наполнялась новой функциональной деятельностью. В этот период был освоен БУП
2004, который изменил подходы к формированию вариативного пространства,
осваивалась предпрофильная подготовка в 9 классах, реализовывалась комплексно-целевая
программа работы с одаренными детьми, началось активное развитие информационной
среды, включились в реализацию здоровьесберегающих и экологических программ. По
завершению данной программы учреждение вышло на стабильные результаты по
успеваемости, качеству обучения, по поступлению в 10 класс, Сузы и Вузы.
С 2007 года по 2011 год школа реализовывала уже новую программу развития
«Школа личностного роста». Для реализации данной программы получили ресурс: в 2007
году стали победителями приоритетного российского проекта «Образование» и получили
5
1 млн рублей, который полностью вложили в обновление МТБ. Чем же наполнилась
образовательная среда в ходе реализации этой программы: перешли на 5-дневную учебную
неделю в начальной и основной школе, начальная школа освоила программу 2100, основа
которой – деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение,
сформировалась система социально-профилактической работы – начали работать
ШСП, Социальная гостиная, Совет профилактики, изменилась система работы с
родительской общественность, продолжилось развитие информационной среды через
участие в проекте «Школа цифрового века» и освоение технологий ведения электронных
дневников и журналов. И самое важное, именно в этот период школой была освоена
практика профильного обучения,
начали реализовывать профильные предметные
программы в старшей школе. Используя механизм
сотрудничества с ПГУ
«университетский округ «Согласие», освоили практику разработки предметные курсы по
выбору и исследовательскую деятельность обучающихся. Впервые в школе появились
Лауреаты стипендии Президента РФ, Лауреаты стипендии Губернатора Пермского
края. В 2011 году – самые высокие результаты по ЕГЭ на муниципальном и краевом
уровнях были в нашей школе по русскому языку, математике, истории, обществознанию,
английскому языку. Формальные результаты работы школы тоже улучшились:
научились сохранять свой контингент обучающихся не только приростом
населения, но доверием со стороны родительской общественности
при 100% успеваемости половина обучающихся стали обучаться на 4 и 5;
от 70-до 80 % выпускников стали поступать в высшие учебные заведения,
половина выпускников 9 классов стали поступать в 10 класс
Сложившаяся устойчивая образовательная среда явилась базисом для внедрения ФГОС.
В соответствии с задачами ФГОС второго поколения акценты поставлены на изменение
методологии урока и внеурочной деятельности, на приоритет духовно-нравственного
воспитания, на создание системы социального партнерства семьи и школы, партнерства
школы с общественными организациями, повышение правовой грамотности обучающихся
и их родителей. Такие понятия как «воспитательная система», «воспитывающая среда»,
«воспитательный потенциал обучения», «воспитывающий уклад школьной жизни» уже
стали принципами жизнедеятельности школы. Образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования, комплексно-целевая программа
«Я – Гражданин», проект сетевого взаимодействия с другими социальными партнерами –
это основные проектные линии Программы развития образовательного учреждения с 2014
- 2018 годы.
В течение трех лет педагогические работники школы апробировали программы
«Психолого-педагогической подготовки педагогов и родителей по формированию
гражданской идентичности личности в рамках социального партнерства семьи и школы»
под руководством ФИРО РФ, г. Москва. Данные программы востребованы и реализуются
педагогами, по материалам программ проводятся мероприятия с родителями и детьми
разной тематической направленности. В течение десяти лет силами педагогов работает
лекторий для родителей, вначале он назывался «Родительская школа», последние 3 года
лекторий называется «Компетентный и ответственный родитель». Цель занятий:
повышение
правовой
грамотности
родителей
по
формированию
основ
гражданственности и правовой культуры у детей. Взаимодействие с Пермским центром
гражданского образования и прав человека позволило учителям школы принять участие в
проекте апробации методик по планированию, формированию и диагностике личностных
результатов в сфере формирования гражданских качеств учащихся в рамках
инновационной деятельности университетского округа ПГГПУ по освоению ФГОС, в
региональном семинаре «Игровые технологии для формирования и диагностики
гражданских качеств учащихся», в обучающем региональном семинаре «Активные
методы в преподавании обществознания» и презентация методического пособия
6
«Обществознание и права человека». Данное методическое пространство очень
насыщенное и это дает возможности учителям накапливать материалы к аттестации
постоянно.
С 2015 года по 2017 год реализован образовательный проект «Создание модели
сетевого взаимодействия МАОУ «Платошинская средняя школа» с другими социальными
партнерами» Партнерами, предоставляющими дополнительные образовательные услуги
стали: ГКБУ «Пермский государственный архив новейшей истории», Учебный центр
«Современное образование», ГБУК «Пермская краевая детская библиотека им. Л. И.
Кузьмина, Всероссийский конкурс юношески исследовательских работ им. В. И.
Вернадского, Лига юных журналистов - Пермское отделение, «Музей музыки XX века»,
Служба занятости населения Пермского муниципального района, Пермский Центр
гражданского образования и прав человека, Центр досуга «Гармония» Платошинского
сельского поселения, МАОУДО «Детско-юношеский центр» «Импульс», МАОУ ДЮСШ
«Вихрь», детско-юношеская школа искусств с. Лобаново.
Таким образом, школьная образовательная система сохраняет стабильность в
сохранении контингента учащихся, педагогических кадров, стабильность показателей
результатов работы школы, упрочен имидж образовательного учреждения в глазах
общественности. К числу «сильных» сторон образовательной организации следует
отнести:
наличие конкурентных преимуществ организации;
профессиональная и психологическая готовность коллектива школы к инновационной
деятельности;
наличие в коллективе лидеров, способных возглавить инновационные программы и
проекты;
эмоциональная готовность учащихся к изменениям в школьной жизни.
К числу основных проблем в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности
школьного сообщества следует отнести:
В школе сильны традиции расширенного изучения предметов, которые нацелены на
теоретическую подготовку обучающихся. Деятельность обучающихся по получению
практических навыков организуется не системно. Учитывая современные требования к
результатам обучающихся, требуется коррекция содержания учебных предметов в
сторону усиления их практического, продукто-ориентированного характера, так, чтобы
предметные знания воспринимались не как самоцель, а как инструмент успешного
вхождения выпускников в определенную профессиональную деятельность.
Учитывая новые тренды в образовании: открытость образовательной организации и
создание условий для профессионального и деятельностного самоопределения
обучающихся, необходимо изменить образовательную деятельность школы в сторону
укрепления связей с социальными партнерами в сторону системного взаимодействия.
Агропромышленный комплекс сегодня становится все более привлекательным
сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще молодые люди
начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Поэтому
актуальной задачей сельской школы становится формирование «сельскохозяйственной
грамотности» у школьников. Необходимо наполнять образовательную среду
дискуссиями, организационно-деятельностными играми, экскурсиями, проектной
деятельностью по разработке бизнес-планов и другие формы работы, в которых
обучающиеся знакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и
сельского хозяйства.
7
В настоящее время образовательная система учреждения имеет уровень ресурсного
обеспечения, достаточный для дальнейшего совершенствования содержания образования.
Раздел III. Концептуальные основания Программы развития
организации
образовательной
3.1. Концептуальный проект будущего состояния школы
В сфере образования происходят изменения, которые носят концептуальный характер,
так как происходят под влиянием социально-экономических особенностей современного
этапа развития общества. Сложившаяся социально-экономическая ситуация формирует для
школьного сообщества многоплановые вызовы. К ним можно отнести следующие
критерии: XXI век становится веком высоких технологий и стандартов качества жизни,
формируется единая общемировая экономическая и информационная система, социальная
и экономическая значимость, обеспечение продовольственной безопасности страны,
экономичность и экологическая безопасность ресурсообеспечения, финансовая
грамотность и др. Изменения, которые происходят в сфере образования под влиянием
мировых тенденций выявлены и проанализированы научным сообществом. К числу
концептуальных изменений можно отнести:
Обновление содержания образования и технологий обучения;
Поддержка индивидуальных траекторий развития обучающихся;
Организация образовательной среды школы и использование территориальных
социокультурных сред.
Данные концептуальные изменения требуют создания и реализацию инновационных
программ, направленных на проектирование нового содержания школьного компонента,
создание новых условий осуществления образовательного процесса, развитие социального
партнерства для нужд образования. Для сельской школы актуальным становиться
реализация программы развития школы, реализующей идею формирования у обучающихся
компетенций предпринимательства, бизнес-коммуникаций, основ аграрного дела в
сотрудничестве с реальными социальными партнерами.
Агропромышленный комплекс сегодня становится все более привлекательным
сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще, используя современные
управленческие знания и опыт, молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в
сфере сельского хозяйства. Поэтому ключевыми направлениями работы старшеклассников
является изучение основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в
агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно-деятельностных
играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты,
бизнес-планы обучающиеся всех уровней знакомятся с основами экономики, менеджмента,
права, экологии и сельского хозяйства.
Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности
школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для
тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так
называемой школы навыков) в агроэкономическую школу – это именно тот ориентир,
который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого
образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный
рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Программа развития «Агроэкономическая школа – площадка социальных
возможностей» - это инновационная программа, объединяющая усилия педагогов и
8
производственников Платошинского сельского поселения, Бершетского филиала
Пермского агропромышленного техникума,
Кунгурского сельскохозяйственного
колледжа, Пермского государственного аграрно-технологического университета им.
академика Д. Н. Прянишникова, Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета.
Основные идеи развития школы и образ выпускника
Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных
направлений развития школы, являются:
1. «Агро образование с детского сада». Данная проектная линия предполагает
разработку и проведение ролевых экономических игр.
2. «Конструируем содержание образования агроэкономической школы».
Изменение содержания образования будет осуществляться по линии перехода от
модели «запаса» знаний к модели применения знаний, что обеспечит
метопредметную направленность.
3. «История успеха». Данная проектная линия предполагает изучить историю
предпринимательства села и оформить экспозиции.
4. «Школа – СТАРТ». Данная проектная линия направлена на создание и реализацию
бизнес-проектов.
5. «По ступенькам бизнес – игр». Данная проектная линия предполагает разработку и
проведение экономических деловых игр.
Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет
собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется,
наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат,
не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого
должна максимально способствовать школа. Это логично подвело нас к определению
предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально
интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному
участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях
информационного общества.
Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие:
компетенции и качества личности.
Компетенции выпускника мы подразделили на предметно-информационные,
деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные.
Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие
качества личности:
духовность, патриотизм, гуманистическая направленность, толерантность;
мобильность, самостоятельность в принятии решений, социальная ответственность,
способность к сознательному выбору;
коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
креативность, созидательность и конструктивность мышления.
Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого
информационного образовательного пространства, которое максимально будет
способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной
и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной жизнедеятельности.
3.2.
Цель, задачи, результат Программы развития
9
Цель: к 2023 году создать, апробировать и реализовать инновационную модель
«Агроэкономическая школа – площадка социальных возможностей», направленную на
создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессий
сельскохозяйственного
профиля,
формирование
у
обучающихся
основ
предпринимательской деятельности и финансовой грамотности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать единую открытую образовательную среду «Агроэкономическая школа –
площадка социальных возможностей» через интеграцию ресурсов образовательной
организации и социальных институтов местного социума, через выстраивание партнерских
отношений с предприятиями местного сообщества, с Бершетским филиалом Пермского
агропромышленного техникума, с Кунгурским сельскохозяйственным колледжем, с
Пермским государственным аграрно-технологическим университетом им. академика Д. Н.
Прянишникова, Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.
2. Разработать и апробировать систему образовательных модулей внеурочной
деятельности, включающую пять основных компонентов:
- формирование профессиональной компетентности обучающихся
через
знакомство с профессиями аграрного направления (классные часы, образовательные
экскурсии, конференции с участием профессиональных образовательных учреждений и
центра занятости населения и др.);
- обучение разрабатывать бизнес-план, защищать его и организовывать собственное
дело (проект «Школа-СТАРТ»);
- обучение грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского
семейного хозяйства (элективные курсы по предпринимательству и финансовой
грамотности);
- краткосрочные практико-ориентированные курсы и социальные практики (проект
«Агро - образование с детского сада», «История успеха», «По ступенькам бизнес - игр»);
- профессиональные пробы.
3. Создать для педагогов открытую методическую среду, позволяющую им выбирать
направление своего профессионального развития в рамках реализации Программы
развития.
4. Изучить возможные проектно-конкурсные образовательные площадки для участия
обучающихся в программах экономической направленности принимать участие в них.
5. Разработать и организовать для родителей актуальные образовательные практики и клуб
родительского просвещения.
6. Разработать и апробировать мониторинг по сформированности у выпускников ключевых
компетенций предпринимательства, бизнес-коммуникаций, основ аграрного дела,
финансовой грамотности.
Ожидаемые
образовательные
образовательной организации.
результаты
Ожидаемые результаты
1. У 50% выпускников сформированы
ключевые
компетенции
предпринимательства, бизнес-коммуникаций,
основ
аграрного
дела,
финансовой
грамотности.
10
инновационной
деятельности
Способы фиксации результатов
Анкетирование, отчеты по прохождении
профессиональных проб и социальных
практик.
2. Изменение содержания учебного плана,
ориентированного
на
формирование
мотивационной основы в выборе сферы
будущей профессиональной деятельности:
начальная школа – на 5 %, основная и старшая
школа – на 10 %.
Разработаны
и
включены
в
образовательную деятельность рабочие
программы урочной и внеурочной
деятельности
с
разработанным
инструментарием
предметных,
метопредметных
и
личностных
результатов (предпрофильные практикоориентированные курсы, элективные
курсы, учебные и социальные практики,
проектная
и
исследовательская
деятельность).
3. 30 % выпускников поступают в учреждения Мониторинг поступления в ВПО, СПО и
ВПО, СПО и НПО на экономические и НПО.
сельскохозяйственные направления
4. 15 % обучающихся принимают участие в Мониторинг социальной активности
проектно-конкурсных
образовательных обучающихся
(участие
в
площадках экономической направленности
исследовательских
конференциях,
социальных
проектах,
конкурсах
школьного, муниципального, краевого и
федерального уровней).
5. МАОУ «Платошинская средняя школа» –
опорная
площадка
естественнонаучного
факультета Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета
Отчетные
материалы
по
новым
образовательным
практикам
в
сопровождении студентов – тьюторов
естественнонаучного
факультета
ПГГПУ.
6. Поддержание положительного имиджа, Раздел официального школьного сайта
формирование бренда школы и повышение «Я возвращаюсь жить и работать в село»
привлекательности сельского образа жизни
(накопление информации о выпускниках
с трудоустройством в селе).
Этапы реализации Программы развития
Первый этап (организационный): 2023—2024 годы.
Данный этап предполагает выявление перспективных направлений развития школы
и проектирование качественных изменений в образовательной среде и содержании.
Оформление партнерских отношений с предприятиями местного сообщества,
с
Бершетским филиалом Пермского агропромышленного техникума, с Кунгурским
сельскохозяйственным
колледжем,
с
Пермским
государственным
аграрнотехнологическим университетом им. академика Д. Н. Прянишникова, Пермским
государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Согласование проекта
Программы развития школы с Учредителем, Управляющим советом, Наблюдательным
советом, Педагогическим советом и Советом старшеклассников.
Второй этап (технологический): 2024—2026 годы.
Данный этап предполагает реализацию стратегии перехода школы в новое качественное
состояние, реализацию ведущих направлений и идей программы, оценку её эффективности,
действенности на основе качественного анализа всех направлений деятельности.
11
Совершенствуется система моральных и материальных стимулов для постоянного
повышения квалификации, система оценки качества образования.
Третий этап (рефлексивно – обобщающий): 2026- 2028 годы.
Данный этап предполагает анализ достигнутых результатов, теоретическое обоснование
системных изменений в образовательном пространстве школы, презентацию опыта и
определение перспектив дальнейшего развития школы.
3.2.1. Подпрограмма «Агро образование с детского сада»
Предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные
формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств
воспитательно-образовательной
работы
способствует
развитию
интереса
к
сельскохозяйственному труду. Привлекая родителей к сотрудничеству с воспитателем,
развивать у ребенка интерес к сельскохозяйственным профессиям, формировать у детей
знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства,
способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на
сельскохозяйственных предприятиях и положительному отношению и уважению к
профессии сельского хозяйства.
Формы работы:
Создание ситуаций
Просмотр и обсуждение
Чтение и обсуждение
(специальные рассказы воспитателя
детям об интересных
сельскохозяйственных событиях (сбор
урожая) о выходе из трудных
житейских сиуаций (борьба за урожай)
Мультфильмов, телепередач о
работе людей на земле о
выращивание различных
сельскохозяйственных культур
(программных произведений
разных жанров о работе
людей на земле, рассмотрение
и обсуждение книг
,энциклопедий по данной
тематике)
Наблюдение
Изготовление
(предметов для труда, создание
макетов инструментов коллекций)
Обсуждение
Предметных и сюжетных картиноксельскохозяйственная техника, виды
сельскохозяйственных культур и др.
Формы
организованной
образовательной
деятельности
(за трудом взрослых на земле,
сезонное наблюдение роста
растений на участке)
Оформление выставок
(собранного урожая, уголков
природы, репродукции
производственной живописи на
тему сельского труда)
Самостоятельная познавательная
деятельность
Викторины
(вопросы о жизни на земле, о
работе людей на земле, о
сельскохозяйственных
культурах)
Проектная деятельность
(исследовательская деятельность,
экспериментирование)
Игры
(сюжетно-ролевые, подвижные, игры
12
имитационного характера
связанные
с земледелием)
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно
оборудованной зоны в игровой комнате (в данном случае уголок «Юного агронома»)
Методы и приемы: практические (игровые), консультации и родительские собрания,
конструирование, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, экскурсии.
Дидактические средства: наглядный материал (книги, панно), демонстрационный
материал (макеты фермерского хозяйства, животных, техники и т.д.), ИКТ.
Основные средства: создание обогащенной развивающей среды в группе;
проведение бесед, экскурсий; создание игровых ситуаций; проведение сюжетно-ролевых
игр; проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений.
3.2.2. «Конструируем содержание образования
агроэкономической школы»
В основе конструирования содержания образования агроэкономической школы лежат
принципы:
сохранение фундаментальности;
переход от предметного содержания, оторванного от жизни, к содержанию,
направленному на решение значимых жизненных или профессионально ориентированных
задач;
направленность на самопознание, понимание своих индивидуальных задатков,
способностей, склонностей, интересов;
обеспечение построения образовательного маршрута и индивидуального образования.
Данный проект даст возможность выстроить образовательную и профессиональную
карьерную траекторию, коррелирующую с планами развития страны и ведущих
образовательных учреждений Пермского края, занимающихся подготовкой кадров
сельскохозяйственного профиля. При реализации данной проектной линии предполагается
создать единую открытую образовательную среду через интеграцию ресурсов Школы и
социальных институтов местного социума, через выстраивание партнёрских отношений с
предприятиями местного сообщества,
с Бершетским филиалом Пермского
агропромышленного техникума, с Кунгурским сельскохозяйственным колледжем, с
Пермским государственным аграрно-технологическим университетом им. академика Д. Н.
Прянишникова, Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.
Подготовка обучающихся будет проходить в рамках образовательной деятельности: в
школе в формате практических работ по учебным предметам; во внеурочной деятельности
через социально-ориентируемые практики и профпробы, образовательные экскурсии и
круглые столы.
С обучающимися начальной школы реализуется программа «Детский образовательный
агротехнопарк». «Детский образовательный агротехнопарк» – это пространство, в котором у
школьников
есть
возможность
непосредственного
знакомства
освоения современных агротехнологий, погружения в инновационный образ жизни на селе,
приобретения компетенций агроэкономики, знаний и мотивации к творческой самореализации
в сельском социуме. Детский агротехнопарк состоит из модулей-площадок: «Умный дом»,
«Сад и огород», «Ферма (птицеводческая, животноводческая, кроликоферма)», «Опытное
поле (растениеводство)», «Комплекс переработки сельхозпродукции», «Лаборатория
(ветеринарная,
растениеводства)», «Машинно-тракторная станция», «Пасека»,
«Лесничество», «Грибоцех», «Ремесленная мастерская». В зависимости от условий и
ресурсов в конкретном парке может быть, как полный набор, так и несколько модулей.
Образовательные результаты в детском агротехнопарке достигаются за счет использования
следующих форм и технологий: просветительские и образовательные экскурсии; учебные
исследования; учебные игры; учебные проекты; тематические образовательные погружения;
13
профессиональные пробы учащихся; образовательные события (выставки, ярмарки, конкурсы,
фестивали).
Образовательные
программы
детского агротехнопарка могут
быть
краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; индивидуальными, групповыми,
семейными. Программы реализуются через предметы: окружающий мир, технология,
изобразительное искусство и внеурочную деятельность.
С обучающимися основной и старшей школы реализуются курсы по выбору и
элективные курсы следующего направления: «Навыки агрономии» (17ч.), «Основы
ландшафтного дизайна» (17ч.), «Многообразие выбора профессий» (11 ч.), «Экономическая
география» (17 ч.), «Экология окружающей среды» (17ч.), «Человек в системе
экономических отношений» (17 ч.), «Цветовод» (17-34 ч), «Овощевод» (17-34 ч), «Физика
в сельском хозяйстве», «Математика в фермерском хозяйстве», «Основы бизнеса и
маркетинга», «Бизнес-план как стратегия жизни», «Права
потребителя»,
«Предпринимательское право и экономика», «Экономика АПК и основы бизнеспланирования»,
«Правовые
основы
организации
малого
бизнеса
и
предпринимательства в АПК». В старших классах школьные проекты превращаются в
бизнес-планы для организаций малого бизнеса и новых рабочих мест. Ежегодные
профессиональные ярмарки и сельскохозяйственные выставки становятся традиционными
мероприятиями в школе. Профессиональное обучение обучающихся с особыми
образовательными
потребностями
(специально-коррекционные
классы)
будет
осуществляться в Бершетском филиале Пермского агропромышленного техникума, в
Кунгурском сельскохозяйственном колледже с последующим трудоустройством.
Факультеты и специальности Пермского государственного аграрно-технологического
университета им. академика Д. Н. Прянишникова станут привлекательны для выпускников
старшей школы. Зеленая территория школы является ресурсом взаимодействия с
естественнонаучным
факультетом
Пермского
государственного
гуманитарнопедагогического университета. В этом направлении планируется создать базу для
проектно-исследовательских практик студентов и обучающихся в старшей школе.
3.2.3. «История успеха»
Актуальность: Платошино — село в Пермском районе Пермского края России.
Административный центр Платошинского сельского поселения. Расположено на берегу
реки Бабки. Основано в 1723 году мастеровыми-единоверцами из Курашимского завода и
первоначально было известно как деревня Платошная (по речке). Завод был частным и
принадлежал балахнинскому купцу Осокину Петру.
В дальнейшем появляются более самостоятельные крестьяне, среди них семья
Смирновых, семья Копытовых. Некоторые крестьяне начинают заниматься извозом в
Пермь и Кунгур.
Около села расположена птицефабрика «Платошинская», основанная в 1966 году.
Именно в эти годы на пустыре за железной дорогой появился Новый посёлок, были
построены благоустроенные дома для рабочих птицефабрики.
Таким образом, изучение истории предпринимательской деятельности не утратило
своей актуальности в наши дни, так как одной из проблем современности – возвращение
молодёжи в село. Можно сказать, что одним из факторов развития села Платошино
послужила предпринимательская деятельность.
Цель: сформировать у учащихся мировоззрение как развивалось
предпринимательство в селе Платошино в разные исторические периоды.
Планируется: создание странички на школьном сайте «Я возвращаюсь в село»;
оформление экспозиций «Развитие предпринимательской деятельности в селе
14
Платошино»; информирование занятости выпускников МАОУ «Платошинской средней
школы» в родном селе.
3.2.4. «Школа – СТАРТ»
Проект «Школа «Старт» как форма организации внеурочной деятельности
обучающихся старшей школы МАОУ «Платошинская средняя школа», направленная на
создание и реализацию бизнес – проектов. Для реализации данного направления будет
использоваться новая технология профессиональных проб в действии: решение реальных
кейс-задач для развития бизнеса. Представители предприятий оформляют свои задачи в
виде кейсов. Обучающиеся знакомятся с кейсами, приходят на предприятие на экскурсию,
пробуют себя в профессии, проводят исследования, продумывают и обсуждают решение
задачи, получают одобрение от заказчика, оформляют бизнес-проект. Итоги
представляются на публичной защите.
Социальные партнёры: МУ Платошинский центр досуга «Гармония», МУ
Платошинский Дом спорта, Администрация Платошинского сельского поселения, МАДОУ
«Платошинский детский сад», Платошинская сельская врачебная амбулатория, АОА
«Уральская мясная компания» Платошинская площадка, Деревообрабатывающее
предприятие, ООО Управляющая компания «Стройтехсервис», НПО «Биомед»,
Администрация Кукуштанского сельского поселения, ГККУ 6 – ОПСС Пермского края,
Конноспортивный комплекс Пермского края, ООО «Конкур – Пермь».
3.2.5. «По ступенькам бизнес – игр»
Обращение к экономическому воспитанию обучающихся является актуальным
вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой
реальности, лучше адаптируются к ней.
Цель проекта: с помощью игр и практик повысить уровень финансовой грамотности
обучающихся. Развитие экономического мышления обучающихся.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и
категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий
(деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество
труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их
будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может,
будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться,
если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей
или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или
отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить,
бюджету семьи и здоровью человека.
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Обучающиеся используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают,
обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета
были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
3. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
15
4. Формируются авторитетные качества человека–хозяина: бережливость,
расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство,
честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной
взаимопомощи, поддержки.
Этапы проекта:
1 этап – Организационный: изучение справочной, методической, энциклопедической
литературы; информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту ««По
ступенькам бизнес-игр»; подбор художественной литературы для детей по выбранной
тематике; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения
проекта.
2 этап - Практический: реализация проектных игровых мероприятий: «Поможем коту
Матроскину открыть магазин», Деловая игра «Финансовая грамотность» для родителей,
Квест «Юный финансист», Брейн-ринг «Мы ребята деловые», Лэпбук «Первые уроки
царицы Экономики», КВН «Маленькие путешественники в стране большой Экономики»,
Игра - занятие «Умники и умницы» и др.
3 этап - Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме
интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике»
Проектный день организуется для обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов.
Мероприятия проектного дня проводятся по принципу "равный-равному", то есть
их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активных формах взаимодействия,
творчестве, учебе и спорте. Роль учителя – организатор, консультант, тьютор в
интерактивном взаимодействии. Даёт направления деятельностями и обеспечивает
технологиями для активного взаимодействия в рамках информационно-образовательного
пространства. Осуществляет информационно-методическую поддержку в процессе
самоконтроля и самооценки деятельности ученика в его продвижении.
Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы развития
Нормативное обеспечение
Программа
обеспечивается
основными
стратегическими
нормативными
программными федеральными и региональными документами:
1. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 года № 326-р «Стратегия
культурной политики на период до 2030 года»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4. Стратегия социально-экономического развития Пермского муниципального района
на 2016-2030 годы»;
5. Муниципальная программа «Развитие системы образования Пермского
муниципального района на период до 2035 года».
Локально-нормативные акты, которые необходимо принять в ходе реализации
Программы развития:
1. Договор о социальном партнерстве с Бершетским филиалом Пермского
агропромышленного техникума;
2. Договор о социальном партнерстве с Кунгурским сельскохозяйственным
колледжем;
16
3. Договор о социальном партнерстве с Пермским государственным аграрнотехнологическим университетом им. академика Д. Н. Прянишникова;
4. Договор о социальном партнерстве с естественнонаучным факультетом Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета;
5. Внести изменения в основные образовательные программы начального, основного и
среднего общего образования;
6. Разработать годовой план работы школы;
7. Разработать положение о системе оценки образовательных результатов детей с ОВЗ;
8. Разработать положения о новых организационных формах внеурочной
деятельности, таких как метопредметная олимпиада, олимпиада финансовой
грамотности, школьная ярмарка профессий, школьная сельскохозяйственная
выставка, образовательная экскурсия;
9. Внести изменения в положение о школьной учебно-исследовательской конференции
в части форм исследовательских работ: реферат, научно-исследовательская работа,
бизнес-проект, проект, эссе;
10. Разработать положение о краткосрочных образовательных практиках;
11. Внести изменения в положения предпрофильных курсах, элективных курсах,
социальных практиках, учебных практиках, профессиональных пробах,
профессиональных практиках;
12. Разработать мониторинг идею сформированности у обучающихся компетенций
предпринимательства, бизнес-коммуникаций, основ аграрного дела, финансовой
грамотности.
Материально-техническое обеспечение
В образовательной организации имеется 2 здания с необходимой инфраструктурой и
пришкольными участками. Образовательная среда в МАОУ «Платошинская средняя
школа» включает учебные кабинеты, спортивный зал, актовый зал, медицинский кабинет,
кабинет психолого-социальной службы, библиотека, кабинеты технического и
обслуживающего труда, школьная столовая, лаборантские помещения кабинетов химии,
физики, географии, биологии, истории. Все кабинеты обеспечены мультимедиатехникой.
Требуется поэтапное обновление компьютерного оборудования, библиотечного фонда. В
кабинеты биологии, химии и физики требуется лабораторное оборудование для
выполнения учебных практик. Требуется капитальный ремонт спортивного зала и
строительство спортивного стадиона. Также необходимо приобрести оборудование и
материалы для реализации подпрограммы «По ступенькам бизнес-игр». Необходимо
провести реконструкцию пришкольного участка, выделив зону отдыха, игровую зону,
учебно-опытную зону.
В Байболовском филиале образовательная среда требует качественных преобразований. В
первую очередь необходимо создать безопасную среду: провести капитальный ремонт
кровли крыши, заменить оконные блоки, застелить линолеумом полы во всех учебных
помещениях, оборудовать дополнительные санитарные помещения на втором этаже,
провести капитальный ремонт веранды детского сада, восстановить вокруг здания школы
отмостку, оборудовать медицинский кабинет, установить АПС, ремонт вентиляционной
системы, ремонт электропроводки, восстановить ограждение школьной территории. Вовторую очередь необходимо заменить детскую мебель в детском саду: кровать, мягкая
мебель, столы и стулья, шкафы в раздевалке. В-третьих, создать развивающие зоны как в
детском саду, так и для детей с ОВЗ: сенсорная комната, создание безбарьерной
архитектурной среды, интерактивные компьютерные доски с проектором, оборудованные
17
кабинеты педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога,
компьютерный кабинет, настольные игры, контрастная маркировка, создание игровой
зоны, оборудование спортивного зала и спортивной площадки. В-четвертых, провести
реконструкцию пришкольного участка, выделив зону отдыха, игровую зону, учебноопытную зону, включая оборудованную теплицу.
Дальнейшее развитие МТБ школы требует включение в разные социальные программы
по приведению Байболовского филиала в нормативное состояние, а также развитие
материальной базы возможно в сотрудничестве школы с социальными партнерами и
заинтересованными организациями.
Финансовое обеспечение
Инновационная деятельность педагогов финансируется из стимулирующей части
фонда оплаты труда. Не менее 20 % стимулирующего фонда выделяется на финансирование
проектных линий программы развития.
Размер расходов на улучшение материальной базы согласуется с Управляющим
советом школы и утверждается Наблюдательным советом. В финансировании
материально-технической базы используются фонды учебных расходов и материального
обеспечения, также могут быть привлечены средства из внебюджетного фонда (доходы от
предоставления платных образовательных услуг и арендной платы). Привлекаются иные
источники негосударственного финансирования: участие в конкурсах социальных и
педагогических проектов.
Совершенствование системы финансирования деятельности школы будет
заключаться в решении следующих задач:
1. Привлечение спонсорских средств к совершенствованию материально-технической
базы школы.
2. Создание системы платных услуг на базе школы.
3. Использование доходов от аренды помещений.
4. Обеспечение капитальных и текущих ремонтов за счет вхождения в разные
государственные социальные программы по приведению школы в нормативное
состояние.
5. Привлечение возможных грантов для пополнения материально-технической базы
школы.
Система управления реализацией Программы развития
1. По каждой проектной линии будут назначены ответственные за ее реализацию.
2. Функцию общей координации реализации программы выполняет ответственный за
реализацию программы развития – директор школы.
3. Мероприятия по реализации проектных линий программы являются основой
годового плана работы школы.
4. Информация о ходе реализации программы в целом и отдельных проектных линий
ежегодно представляется на педагогическом совете по итогам учебного года,
отражается в «Публичном докладе директора школы по итогам учебного года» перед
родительской общественностью и в ежегодном Отчете по самообследованию.
5. Каждая из проектных линий курируется одним из заместителей директора, которые
представляют ежегодную аналитическую справку о ходе реализации программы
развития школы.
6. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении
отдельных проектных линий, внесения изменений в них, реализации отдельных
мероприятий решает Педагогический совет.
18