Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
С изменениями и дополнениями от:
21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41 Положения
о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), пунктом 7 Правил
разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в
них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации:
от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г.,
регистрационный N 16299);
от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к
условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г.,
регистрационный N 22303).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Министр
Д. Ливанов
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
С изменениями и дополнениями от:
21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.
ГАРАНТ:
См. Федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденную приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022
См. Федеральную образовательную программу дошкольного образования, утвержденную
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. N 1028
24.11.2025
Система ГАРАНТ
1/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
См. Комментарии к настоящему государственному образовательному стандарту дошкольного
образования, направленные письмом Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. N 08-249
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования,
возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее Программа).
Образовательная
деятельность
по
Программе
осуществляется
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее
вместе - Организации).
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными
представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного
образования.
1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации*(1) и
законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции ООН о правах ребенка*(2), в
основе которых заложены следующие основные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.3. В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
2/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
Информация об изменениях:
Подпункт 3 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности
с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Информация об изменениях:
Пункт 1.7 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
1.7. Стандарт является основой для:
24.11.2025
Система ГАРАНТ
3/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее федеральная программа) 3;
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных
затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития.
1.8. Стандарт включает в себя требования к:
структуре Программы и ее объему;
условиям реализации Программы;
результатам освоения Программы.
Информация об изменениях:
Пункт 1.9 изменен с 25 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 21 января 2019 г. N
31
См. предыдущую редакцию
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация Программы
на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе русском языке как
родном языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся не должна осуществляться в ущерб получению образования на государственном
языке Российской Федерации.
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему
2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут
реализовывать разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.4. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
4/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Информация об изменениях:
Пункт 2.5 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и федеральной программой*(4).
При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей
в Организации, режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач
образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может
разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью
пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп
полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от
двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп.
Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания*(5) детей в
Организации.
Информация об изменениях:
Пункт 2.6 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей
в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления обучения и воспитания детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на:
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации,
региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального
интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к
творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
5/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и
роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения
к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурноисторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества,
многообразии стран и народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий,
овладение логико-математическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах
их безопасного использования.
Образовательная область "Речевое развитие" включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании,
лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных
инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое);
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера,
ориентировки в пространстве;
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол,
хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
6/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о
здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах
двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Информация об изменениях:
Пункт 2.7 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может
реализовываться в различных видах деятельности:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со
взрослым; двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба,
тактильно-двигательные игры); предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с
предметами); речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова);
элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе
подражания, музыкальные игры).
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные
действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоциональнопрактическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные
движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная,
сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи
взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность
(рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником,
поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и
исполнительство, музыкально-ритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая,
театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и
другое);
общение
со
взрослым
(ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая
(слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь);
познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу,
условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и
спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая
деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игра на детских музыкальных инструментах).
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды
для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
24.11.2025
Система ГАРАНТ
7/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть
представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных
отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные
программы), методики, формы организации образовательной работы.
Информация об изменениях:
Пункт 2.10 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной
программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной
программы 6.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
Информация об изменениях:
Пункт 2.11.2 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г.
N 955
См. предыдущую редакцию
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения
авторов Программы.
24.11.2025
Система ГАРАНТ
8/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для
указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и
компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными)
нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные
потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с
ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является
обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией
самостоятельно.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Информация об изменениях:
Пункт 2.12 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны
быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую
ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы.
24.11.2025
Система ГАРАНТ
9/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей)
детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации,
в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа
предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
Информация об изменениях:
Подпункт 2 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
2) ссылка на федеральную программу;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Информация об изменениях:
Наименование изменено с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. N 955
См. предыдущую редакцию
III. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования
3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к
миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Информация об изменениях:
Пункт 3.2 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
10/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия*(7);
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи
на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей
языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих
получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе
посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление
и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
3.2.4. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья,
специфики Программы.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
24.11.2025
Система ГАРАНТ
11/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными
сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона
ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического
развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
3.2.6. В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их
дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том
числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
осваивающими Программу совместно с другими детьми в Группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна
учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
3.2.8. Организация должна создавать возможности:
1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию
Программы, в том числе в информационной среде;
3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией Программы.
Информация об изменениях:
Пункт 3.2.9 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать
санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
24.11.2025
Система ГАРАНТ
12/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1 марта 2027 г., и
санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории,
прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для
реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
13/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных
для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее
элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное
оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.
3.4.1. Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебновспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации
Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники
Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану
жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Квалификация
педагогических
и
учебно-вспомогательных
работников
должна
соответствовать
квалификационным
характеристикам,
установленным
в
Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября
2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.,
регистрационный N 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения
реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития
детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное
сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего
времени ее реализации в Организации или в Группе.
3.4.2. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными
компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5
настоящего Стандарта.
3.4.3. При работе в Группах для детей с ограниченными возможностям# здоровья в
Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников,
имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей,
в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется
предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
24.11.2025
Система ГАРАНТ
14/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям# здоровья к реализации
Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие
соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.
Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в
которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные
потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации*(8), могут быть привлечены
дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Информация об изменениях:
Пункт 3.5 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы.
3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами
и нормативами;
2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Информация об изменениях:
Пункт 3.6 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
3.6. Требования к финансовым условиям реализации Программы.
3.6.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и
частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования,
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
3.6.2. Финансовые условия реализации Программы должны:
1) обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и
структуре Программы;
2) обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий
развития детей;
3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также
механизм их формирования.
3.6.3. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования
должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов
Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы
определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия
образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники,
учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
24.11.2025
Система ГАРАНТ
15/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и
связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных
учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с
ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические,
медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и
безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами
с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного
профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий
обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей,
форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и
необходимым для осуществления Организацией:
расходов на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе
приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов,
аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек,
электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной
деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметнопространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков
их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных
материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое
сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного
оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к
информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и
педагогических работников по профилю их деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
Информация об изменениях:
Наименование изменено с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. N 955
См. предыдущую редакцию
IV. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного
образования
4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а
также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
24.11.2025
Система ГАРАНТ
16/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации,
реализующей Программу.
4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей*(9).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации воспитанников*(10).
4.4. Настоящие требования являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей
дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения
в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Информация об изменениях:
Пункт 4.6 изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте:
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя
движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать
самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на
общение со взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена
близких родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова,
регулирующие поведение (можно, нельзя и другое);
ребенок произносит несколько простых, облегченных слов;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
17/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку,
кормит собачку, качает куклу);
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;
ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с окружающими
предметами (открывает и закрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует
на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения,
понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
играет рядом;
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность,
взаимосвязь;
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и называет
основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных
отношениях;
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок
владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои
движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных
видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил
безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и
дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты;
24.11.2025
Система ГАРАНТ
18/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать
свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях,
обосновывать свои ценностные ориентации;
ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и
самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции
близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать;
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных
деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он
живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национальнокультурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого
самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров;
демонстрирует готовность к обучению грамоте;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства,
проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах деятельности и искусства;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные
задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
принимать собственные решения и проявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной
цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы
готовности к школьному обучению.
4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного
и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
4.8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные
Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые
ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
______________________________
Информация об изменениях:
Сноски изменены с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N
955
См. предыдущую редакцию
*(1) Российская газета, 25 декабря 1993 г.; Собрание законодательства Российской
Федерации 2009, N 1, ст. 1, ст. 2.
*(2) Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI.
*(3) Часть 6 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
24.11.2025
Система ГАРАНТ
19/20
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федеральн...
*(4) Части 6 и 6 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
*(5) При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы
осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
*(6) Часть 6 1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
*(7) Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(8) Статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
N 31, ст. 3802; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5274; 2007, N 27, ст. 3213, 3215; 2009, N 18, ст. 2151;
N 51, ст. 6163; 2013, N 14, ст. 1666; N 27, ст. 3477).
*(9) С учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(10) Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
24.11.2025
Система ГАРАНТ
20/20