Аннотации к рабочим программам НОО для детей
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Предметная область «Язык и речевая практика»
Русский язык
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и Учебного плана МАОУ
«Платошинская средняя школа» на 2024-2025 уч.год.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по учебному предмету «Русский язык» в 3 и 4 классах рассчитана на 136
часов (34 учебные недели) и составляет 4 часа в неделю.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения - овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому языку,
воспитание интереса к родному языку.
Задачи обучения:
3 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
4 формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
5 овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
6 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
7 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
8 развитие навыков устной коммуникации;
9 формирование
положительных
нравственных
качеств
и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе определяет
следующие задачи:
10 обучение навыкам грамотного письма и культуры речи;
11 формирование
основных
орфографических
и пунктуационных
умений и навыков;
12 повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
13 формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме;
14 уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе определяет
следующие задачи:
3 обучение правильному построению и употреблению в речи простых
предложений;
4 обучение связной устной речи и первоначальным навыкам связной
письменной речи;
5 формирование
практически
значимых
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков;
6 развитие произносительной стороны речи;
7 формирование
первоначальных
языковых
познавательного интереса к языку;
8 уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
Учебники:
обобщений
и
класс - Э.В Якубовская, Я.В. Комарова «Русский язык» в 2 частях. Учебник для 3
класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018.
класс - Э.В Якубовская, Я.В. Комарова «Русский язык» в 2 частях. Учебник для 4
класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018.
Речевая практика
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и Учебного плана МАОУ «Платошинская
средняя школа» на 2024-2025 уч.год
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей
и
возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления
общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств обучающихся;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3 классе
определяет следующие задачи:
− помощь обучающимся в обобщении имеющегося у них речевого опыта;
− улучшение качественных характеристик устной речи, таких как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− обучение навыку конструктивно участвовать в споре;
− обогащение
словаря
предметной
лексикой
выражениями;
− совершенствование умения слушать речь в аудиозаписи;
и
этикетными
− воспитание чуткого отношения к живой природе.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− ускорение
процесса
овладения
разговорной
речью наоснове
коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на
фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения
правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
Учебники:
3 класс: С.В. Комарова «Речевая практика» Учебник для 3 класса общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. Москва «Просвещение» 2018.
4 класс: С.В. Комарова «Речевая практика» Учебник для 4 класса общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. Москва «Просвещение» 2018.