УТВЕРЖДАЮ: Директор ___________ Е.Л.Козлова « 30 » августа 2024 г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего и основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) МАОУ «Платошинская средняя школа» 2024 -2025 учебный год Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 28 августа 2024 г. Рассмотрено на заседании Управляющего совета протокол № 1 от 28 августа 2024 г. Учебный план МАОУ «Платошинская средняя школа» (далее - учебный план) обеспечивает реализацию АООП УО (вариант 2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Недельный учебный план представлен по этапам обучения. 1 этап - I дополнительный, I - IV класс. 2 этап - V-IX классы; Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в 1 дополнительном и в 1 классе и 34 учебных недель в году со 2 по 9 класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на I этапе обучения (I-IV или I дополнительный, I-IV класс), 5066 академических часов на II этапе обучения (V - IX класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. АООП УО (вариант 2) может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (далее - ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет образовательная организация. При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана МАОУ «Платошинская средняя школа», реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, преобладают занятия коррекционной направленности. У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными курсами и коррекционно-развивающими занятиями. Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут. Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной деятельности. Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более 1690 часов на I этапе обучения (1-4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе обучения (5-9 класс). Из 10 часов внеурочной деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является также неотъемлемой частью образовательного процесса в МАОУ «Платошинская средняя школа». Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом. Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяет МАОУ «Платошинская средняя школа». Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся I доп., I-IV классов. Предметные Учебные Количество часов Всего области предметы Классы I I II III IV доп. Обязательная часть 1. Язык и Речь и 3 3 3 2 2 13 речевая альтернативная практика коммуникация 2. Математика Математические 2 2 2 2 2 10 представления 3. Окружающий 2 2 2 2 2 10 Окружающий природный мир мир Человек 2 2 2 2 2 10 Домоводство 1 1 2 Окружающий 1 1 1 1 1 5 социальный мир 4. Искусство Музыка и 2 2 2 2 2 10 движение Изобразительная 3 3 3 3 3 15 деятельность 5. Физическая Адаптивная 2 2 2 2 2 10 культура физкультура 6. Технология Профильный труд Итого 17 17 17 17 17 85 Часть, формируемая участниками 4 4 6 6 6 30 образовательных отношений Максимально допустимая 21 21 23 23 23 111 недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том 10 10 10 10 10 50 числе Коррекционные курсы: 6 6 6 6 6 30 1. Сенсорное развитие 2 2 2 2 2 10 2. Предметно-практические 1 1 1 1 1 5 действия 3. Двигательное развитие 1 1 1 1 1 5 4. Альтернативная коммуникация 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность (по 4 4 4 4 4 20 направлениям) Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2 по 4 класс). Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся V-IX классов. Предметные Учебные предметы Количество часов Всего области Классы V VI VII VIII IX Обязательная часть 1. Язык и Речь и альтернативная 3 3 3 3 3 15 речевая коммуникация практика 2. Математические 2 2 2 2 2 10 Математика представления 3. Окружающий природный 2 2 2 2 2 10 Окружающий мир 4. Искусство Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура 2 3 2 1 5 2 1 5 2 1 5 3 5 3 5 23 12 3 3 2 3 2 3 2 - 2 - 11 9 2 2 11 4 24 6 5 24 6 13 119 30 30 30 149 10 4 1 1 1 1 6 10 4 1 1 1 1 6 50 20 5 5 5 5 30 5. 3 2 2 Физическая культура 6. Технология Профильный труд 2 2 Итого 23 24 24 Часть, формируемая участниками 6 6 6 образовательных отношений Максимально допустимая недельная 29 30 30 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе 10 10 10 Коррекционные курсы: 4 4 4 1. Сенсорное развитие 1 1 1 2. Предметно-практические действия 1 1 1 3. Двигательное развитие 1 1 1 4. Альтернативная коммуникация 1 1 1 Внеурочная деятельность (по 6 6 6 направлениям) Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебной неделе (34 учебных недели в году). учебных лет при 5-дневной Учебный план начального общего образования по АООП обучающейся с умственной отсталостью II вариант Ипанова Дарья Алексеевна 3 класс 2024-2025 учебный год Предметные области I.Обязательная часть 1.Язык и речевая практика 2.Математика Учебные предметы Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Количество часов в неделю Всего часов 2 2 2 2 3.Окружающий мир 4.Искусство Окружающий природный мир 2 2 Человек Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность 2 1 1 2 3 2 1 1 2 3 2 17 6 2 17 6 2 2 2 23 2 2 2 23 10 6 2 1 1 2 4 10 6 2 1 1 2 4 5.Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Профильный труд Итого II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) Коррекционно-развивающие занятия (психологические) Максимально допустимая учебная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1.Сенсорное развитие 2.Предметно-практические действия 3.Двигательное развитие 4.Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность (по направлениям) Учебный план основного общего образования по АООП обучающейся с умственной отсталостью II вариант Новорусова София Евгеньевна 5 класс 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего часов 3 3 2 2 2.Математика I.Обязательная часть Речь и альтернативная коммуникация Математические представления 3.Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 Человек Домоводство Окружающий социальный мир 2 3 2 2 3 2 Музыка и движение Изобразительная деятельность 3 3 3 3 3 23 6 3 23 6 2 2 2 29 2 2 2 29 10 4 1 1 1 1 6 10 4 1 1 1 1 6 1.Язык и речевая практика 4.Искусство 5.Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Профильный труд Итого II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) Коррекционно-развивающие занятия (психологические) Максимально допустимая учебная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1.Сенсорное развитие 2.Предметно-практические действия 3.Двигательное развитие 4.Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность (по направлениям) Учебный план начального общего образования по ФАООП обучающейся с умственной отсталостью II вариант Азанова Юлия Викторовна Мартышева Софья Ивановна Орлова Анна Антоновна 8 класс 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего часов 3 3+1 2 2 2.Математика I.Обязательная часть Речь и альтернативная коммуникация Математические представления 3.Окружающий мир Окружающий природный мир 2 2 Человек Домоводство Окружающий социальный мир 1 5 3 1 5+1 3 Музыка и движение Изобразительная деятельность 2 - 2 - 5.Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Технология Профильный труд Итого II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические) Коррекционно-развивающие занятия (психологические)) Максимально допустимая учебная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность, в том числе Коррекционные курсы: 1.Сенсорное развитие 2.Предметно-практические действия 2 4 24 6 2 4 24 6 2 2 2 30 2 2 2 30 10 10 1 1 1 1 3.Двигательное развитие 1 1 4.Альтернативная коммуникация Внеурочная деятельность (по направлениям) 1 6 1 6 1.Язык и речевая практика 4.Искусство